Литературный календарь. Ноябрь

-----------------------------------------------------------------------------------------------

* * * * *

28 ноября 1880 года родился Александр Александрович Блок — русский поэт Серебряного века, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.

Александр Александрович родился в Санкт-Петербурге, в семье профессора философии и права. Воспитанием мальчика занимался дед, знаменитый ботаник А.Н. Бекетов. Уже в пять лет Александр начинает писать стихи. Говорят, поэтический дар он унаследовал от отца.

После гимназии в 1898 году Блок поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но затем перевёлся на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению. В этот период он сблизился с символистами Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Валерием Брюсовым и Андреем Белым.

Свой первый цикл стихов «Из посвящений» поэт выпустил ещё в студенческую пору в журнале «Новый путь». Тогда же вышла его первая книга стихотворений «Стихи о прекрасной даме», посвящённая Любови Дмитриевне - дочери известного химика Менделеева, на которой Блок женился в 1903 году.

Вторая книга стихов выходит в период 1904-1908 годов, посвященная переживаниям и мыслям поэта на тему революционных событий, произошедших в стране и очень повлиявших на Блока. Тема России и переживания о судьбе народа находят отражение в его творчестве – в сборниках «Родина», «На поле Куликовом», «Земля в снегу», в поэмах «Скифы», «Возмездие».

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.
(отрывок из цикла «Родина»)

В этот же период Блок работал редактором критики в журнале «Золотое Руно» и возглавлял школу символизма, а ещё, обратившись к театру, написал несколько «лирических драм» - «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка».

В 1909 году после смерти отца Блок получил наследство, что позволило ему отправиться в путешествие по Италии и сосредоточился на литературном творчестве. А впечатления от поездки воплотились в цикле «Итальянские стихи». В 1911 году он выпустил сборник «Ночные часы», а также переработал пять поэтических книг своих произведений в трехтомное собрание стихотворений (при жизни поэта оно переиздавалось несколько раз). В этот же период он написал пьесу «Роза и Крест», которая понравилась К.Станиславскому и В.Немировичу-Данченко, но драму так и не поставили в театре.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь - начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(«Ночь, улица, фонарь, аптека», из цикла «Страшный мир», 1912 год)

Во время Первой мировой войны, летом 1916 года, Блока призвали в армию, он служил в инженерной части Земского Союза в Белоруссии.

После Февральской революции 1917 года, которую поэт принял со смешанными чувствами, но отказался от эмиграции, он вернулся в Петроград. Здесь в качестве редактора стенографических отчётов вошёл в состав в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств». Летом 1917 года Блок начал работу над рукописью, которую он рассматривал как часть будущего отчёта работы данной комиссии, эти материалы вышли в виде книжки в 1921 году под названием «Последние дни Императорской власти».

Октябрьскую революцию 1917 года Блок принял восторженно и сразу занял активную гражданскую позицию. Новая власть широко использовала имя поэта, в 1918-1920 годах Блока назначали и выбирали на различные должности в комитетах и комиссиях. Но он не оставлял и литературного творчества. В январе 1918 года вышли его поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а затем ряд стихов, лирические фрагменты «Ни сны, ни явь» и «Исповедь язычника», фельетоны «Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати».

Однако, материальное положение поэта вынуждало его искать не только литературный заработок, но и государственную службу. С 1918 года он сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919-го перешёл в Большой драматический театр и одновременно был членом редколлегии издательства «Всемирная литература», в 1920 году стал председателем петроградского отделения Союза поэтов.

И хотя первоначально Блок искренне считал, что работа и участие в культурно-просветительских учреждениях - долг интеллигенции перед народом, но постепенно всё больше разочаровывался в советской власти. В статьях и рукописях поэта появляется мотив катакомбного существования культуры. В феврале 1921 года на вечере памяти Александра Пушкина в Доме литераторов Блок выступил со своей знаменитой речью «О назначении поэта».

Всё возрастающий объём работы подорвал силы поэта - у него возникли серьёзная сердечно-сосудистая болезнь и астма. Весной 1921 года Блок просил о выездной визе в Финляндию для лечения, но Политбюро ЦК РКП(б), на заседании которого рассматривался этот вопрос, отказало ему...

7 августа 1921 года поэт Александр Александрович Блок скончался в Петрограде, где и был похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перезахоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

В 1980 году в доме на улице Декабристов, где в последние годы жил и умер поэт, был открыт музей-квартира Александра Блока. В Шахматово, где Блок проводил детство и юность, находится Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А. Блока.


* * * * *

20 ноября 1916 года родился Михаил Александрович Дудин — русский советский прозаик, поэт, переводчик и журналист, военный корреспондент. Общественный деятель, сценарист, автор текстов песен и более 70 книг стихов. Герой Социалистического Труда (1976), лауреат Государственной премии СССР (1981).

Михаил Александрович родился в деревне Клевнево, Нерехтский уезд, Костромская губерния (сейчас в Фурмановском районе Ивановской области) в крестьянской семье.

Род Дудиных — род скоморохов, бродячих артистов и поэтов, и наверное, это определило его призвание. Учился в школе крестьянской молодёжи на агронома, но агронома из него не вышло. Окончил Ивановскую текстильную фабрику-школу, получил специальность помощника ткацкого мастера, но ткачом тоже не стал. Начал писать стихи рано, с 1934.

В 18 лет призывается в армию, учится в полковой школе младших командиров, но не успевает её окончить. Начинается война с Финляндией. Его направляют на фронт (1939-1940). Творчество стало для него "спасением от страха и одичания". Первая книга стихотворений "Ливень" вышла в Иванове в 1940.

С мая 1940 по 2 декабря 1941 года служит в гарнизоне полуострова Гангут (русское название полуострова Ханко), героически оборонявшегося от финских войск. В декабре гарнизон эвакуируется в Кронштадт. Начавшаяся Отечественная война застает Дудина в Ленинграде, где ему пришлось пережить начало блокады. Позже работает во фронтовых газетах.

В годы войны вышли сборники "Фляга" (1943), "Костер на перекрестке" (1944). В послевоенные годы публикует сборники: "Считайте меня коммунистом" (1950), "Мосты. Стихи из Европы" (1958), "До востребования" (1963).

В 1970-е годы много и успешно работает, выпуская сборники стихотворений довольно регулярно: "Татарник", "Поэмы", "Рубежи", "Клубок" и др. В 19/7 вышла книга очерков — "Право на ответственность".

Много переводит с грузинского, башкирского, балкарского, латышского (сборник "5 сестер и 32 брата — все вместе. Моя антология", 1965). В 1986 году публикует книгу стихов и поэм "Песни моему времени".

В 1987 году — поэмы "Зерна", в 1989 году — книгу стихов "Заканчивается двадцатый век" и книгу, вышедшую в Ереване, — "Земля обетованная" (Посвящения. Переводы. Эссе. Стихи); в 1991 году — стихи и поэмы "Судьба"; в 1995 году — "Дорогой крови по дороге к Богу" (стихотворения 1986-1993).

В 1965—67 гг. — первый секретарь Ленинградской областной писательской организации Союза Писателей РСФСР. На IV съезде СП СССР в 1967 году он делал главный доклад о советской поэзии. Секретарь Правления СП СССР (1986—91 гг.). Сопредседатель Союза российских писателей с 1991 года.

Депутат ВС РСФСР (1975—85 гг.).

Ушёл из жизни 31 декабря 1993 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в деревне Вязовское Фурмановского района Ивановской области.

В июне 2012 года в Санкт-Петербурге в районе новостроек «Северная долина» появилась улица Михаила Дудина, на которой 20 ноября того же года была торжественно открыта памятная доска в честь поэта.


* * * * *

19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов — первый крупный русский учёный-естествоиспытатель, известный также как полимат, основатель МГУ.

Михаил Васильевич родился в деревне Мишанинской Архангельской губернии. Отец его был черносошным крестьянином, имел землю и суда для рыбного промысла по Мурманскому берегу. Мать умерла, когда сыну было 9 лет. Подростком Михаил Ломоносов постоянно ездил с отцом на промыслы. В свободное время он читал – к счастью, будущего ученого рано обучили грамоте. В 1731 Михаил Ломоносов, пристав к обозу, тайком от отца уходит в Москву учиться.

В Москве его принимают в «Спасские школы». Двадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми. Его успехи, прилежание и примерное поведение быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса.

В 1736 году он в числе двенадцати лучших учеников Славяно-греко-латинской Академии отправлен в Петербург для обучения при Академии наук.

Осенью того же года Ломоносов отправлен в Германию обучаться химии и горному делу. Кроме того, ему было наказано «учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике». В 1741 году по приказу Академии Ломоносов возвращается в Петербург и вскоре становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук.

Его вклад в российскую науку трудно переоценить. Ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка; первый русский академик Петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763).

В 1755 году по инициативе Ломоносова основан Московский университет, которому в 1940 году было присвоено имя Ломоносова. Его открытия обогатили многие отрасли знания. Ломоносов развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о свете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.

Он был крупнейшим поэтом 18 века, создателем русской оды философского и высокого гражданского звучания, автором поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка. Он возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создавал мозаичные картины. Автор трудов по истории России.

Скончался Михаил Васильевич Ломоносов (4) 15 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.


* * * * *

11 ноября 1821 года родился Фёдор Михайлович Достоевский — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член- корреспондент Петербургской академии наук с 1877 года. Классик мировой литературы, по данным ЮНЕСКО, один из самых читаемых писателей в мире.

Родился в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода. Получил прекрасное образование в частном пансионе Л.Чермака — одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал «Библиотека для чтения», который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина. Мать, натура религиозная, с малого возраста познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.

Тяжело пережив смерть матери (1837), Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище — одно из лучших учебных заведений того времени. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь — внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим.

В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность.

Окончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература.

Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845, опубликован Некрасовым в «Петербургском сборнике» (1846). Белинский провозгласил «появление... необыкновенного таланта...». Повести «Двойник» (1846) и «Хозяйка» (1847) Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика. Позднее вышли «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849), в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей «натуральной школы»: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического

социализма (Фурье, Сен-Симон). В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в

Сибири.

После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвратили дворянские права, и в отставку в 1859 он вышел уже в чине подпоручика.

В 1859 Достоевский получил разрешение жить в Твери, затем в Петербурге. В это время он опубликовал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию «искусства для искусства», утверждая социальную ценность искусства.

После каторги были написаны «Записки из Мертвого дома». Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. страны. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к «земному раю» — вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х. В 1864 были написаны «Записки из подполья», важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом «Преступление и наказание» (1866), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий.

В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии (1867 — 1871). В эти годы писатель работал над романами «Идиот» (1868) и «Бесы» (1870 — 71), который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. В Старой Русе написаны почти целиком романы «Подросток» (1874 — 1875) и «Братья Карамазовы» (1880).

С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого начал печатать «Дневник писателя», являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей.

В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. Пушкину (6 июня, в день рождения великого поэта), где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев, Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием».

Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января (9 февраля н.с.) 1881 в Петербурге Достоевский скончался. Похоронен на Тихвиноском кладбище Александро-Невской лавры.


* * * * *

9 ноября 1818 года родился Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик и переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века.

ДЕТСТВО

Иван Тургенев родился в Орле. В семье родителей, Сергея Николаевича и Варвары Петровны, он был вторым сыном. Всего же детей было трое, младший из них, Сергей, умер от эпилепсии в подростковом возрасте. Детство будущего писателя проходило в селе Спасское-Лутовиново, в фамильном имении матери, находившемся десяти верстах от города Мценск.

Родители Тургенева не были счастливы в браке. Красавец-отец, служивший в кавалергардском полку, с фантастической скоростью успел промотать свое имущество. Когда жить стало нечем, он решил поправить материальное положение женитьбой на Варваре Петровне Лутовиновой. В то время офицеру было 23 года, а его избраннице – 29 лет. Богатую девушку никто не брал в жены из-за дурного характера и непривлекательной внешности. Но все это не имело никакого значения для беспечного офицера, его интересовало только благосостояние невесты.

Через пять лет после женитьбы Сергей Тургенев вышел в отставку в чине полковника. В 1834 году он скончался, за год перед этим покинул свое семейство, оставил троих сыновей на попечение Варвары Петровны. Брак по расчету никому не принес счастья. Любви и привязанности между супругами не возникло, властная и деспотичная жена правила в доме жесткой рукой.

Варвара Петровна унаследовала подобный стиль управления домашними от своей матери. Суровое обращение с детьми было нормой того времени, но отношение матери к Вареньке граничило с настоящим садизмом. Отец девочки умер рано, призвать к порядку вздорную, деспотичную особу было некому. Вполне возможно, что мать Варвары страдала психическим расстройством.

С появлением отчима положение ее дочери еще более усугубилось. Этот человек, страдавший алкоголизмом, унижал и бил падчерицу. Не выдержав издевательств, девушка сбежала из дома, ее приютил в своем доме родной дядя. В наследство он оставил Варваре прекрасное, великолепно устроенное имение и пять тысяч душ крепостных.

Варвара Петровна, образованная, много читающая, любящая путешествия женщина, не сумела избежать роковых ошибок своей матери и отчима. В собственном доме она установила такие же порядки. С одной стороны, она заботилась об образовании сыновей, с другой – держала их в ежовых рукавицах, унижала и даже била. Женщины с нарциссическим расстройством всегда делят своих детей на любимцев и козлов отпущения. Любимцем в семье был Иван, но мать била и его.

Особую любовь Варвара Петровна питала к французскому языку, и заставляла своих говорить дома только по-французски. Тургеневы даже молились на французском языке.

При этом Варвара Петровна вовсе не отвергала родной язык, ее русская речь была прекрасной — правильной, яркой, образной. Сергей Николаевич, в свою очередь, требовал от сыновей, чтобы во время его отлучек дети отправляли ему письма только на русском языке.

В фамильном имении Варвары Петровны была собрана большая библиотека, основная часть которой состояла из французских книг. Мать много читала, прививала своим сыновьям любовь к литературе. Ей нравились французские писатели, но она следила и за новинками отечественной литературы. Из русских писателей Варвара Петровна особенно выделяла Пушкина, Гоголя, Карамзина, досконально знала их творчество. Тургенева лично знала Василия Жуковского, Михаила Загоскина, поддерживала с ними приятельские отношения.

Заботливая мать выписывала для своих детей гувернеров из Франции и Германии. Это было дорогое удовольствие, но Варвара Петровна считала, что экономить на данной статье расходов нельзя. Гувернеры учили детей грамоте, но из-за скверного характера хозяйки дома они частенько менялись. Присматривал за маленьким Ваней камердинер, крепостной Федор Лобанов. Этот человек тоже любил читать, с его помощью будущий писатель открыл все богатство русской литературы. Память о нем литератор увековечил в рассказе «Пунин и Бабурин», сделав Лобанова прототипом героя своего произведения.

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, стали жить в доме на Неглинной улице. Переезд был запланированным – детям нужно было учиться. Будущего писателя определили в пансион, владельцем которого был Вейденгаммер. Но там Тургенев пробыл недолго, через некоторое время мать отдала мальчика в пансион Ивана Краузе. Он прошел курс среднего образования в домашних условиях и в частных пансионах, а затем поступил учиться в Московский университет на факультет словесности.

В этот же период в университете обучался В. Белинский, А. Герцен. После окончания первого курса Тургенев уехал в северную столицу, где завершил образование на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Переезд был вынужденным, Николай, старший брат будущего писателя, стал курсантом гвардейской артиллерии. Семье Тургеневых пришлось перебираться на жительство в Петербург.

Во время своей студенческой юности Тургенев хотел стать поэтом. Иван занимался переводами поэзии Шекспира, Байрона. Он и сам пробовал писать. В 1834 году, еще на третьем курсе, Иван написал драматическую поэму «Стено», используя пятистопный ямб. Свое творение Тургенев отдал на суд П. А. Плетневу, профессору российской словесности. На одной из своих лекций мэтр достаточно строго разобрал произведение молодого автора, не раскрывая его имени. В конце своей пламенной речи профессор не забыл сказать, что в этом сочинителе «что-то есть».

Тургенев, воодушевленный лестной оценкой своих способностей, впоследствии написал еще несколько стихотворений. К 1837 году в его авторском багаже было около сотни небольших стихотворений. Писал Тургенев и поэмы – «Сон», «Штиль на море», Повесть старика», «Фантасмагория в лунную ночь».

Два стихотворения, «К Венере Медицейской» и «Вечер», редактор Плетнев опубликует в 1838 году в журнале «Современник» за подписью «…въ». Однако с первой публикацией творчества Тургенева читатели познакомились уже в 1836 году. Ею стала статья «О путешествии ко святым местам», размещенная в «Журнале Министерства народного просвещения».

Окончив в 1836 году обучение со степенью действительного студента, Иван Сергеевич серьезно готовится к научной деятельности. В 1837 году он получает степень кандидата, а через год отправляется в Берлин для продолжения обучения. Здесь будущий писатель слушает лекции по истории греческой и римской литературы, дома изучает грамматику древнегреческого, латинского языков. Знание этих языков позволило Тургеневу свободно читать произведения античных классиков.

В 1839 ГОДУ У ТУРГЕНЕВЫХ СЛУЧИЛОСЬ БОЛЬШОЕ НЕСЧАСТЬЕ, СТАРЫЙ БАРСКИЙ ДОМ В ЛУТОВИНОВО СГОРЕЛ.

Иван возвращается на родину, но вскоре вновь уезжает за границу. Он путешествует по Европе, посещает Германию, Италию, Австрию. Поездка дает много новых впечатлений, так необходимых творческому человеку. Во Франкфурте-на-Майне он познакомился с юной девушкой, встреча с которой стала поводом для написания повести «Вешние воды».

В 1841 году молодой человек возвращается в Лутовиново. Через полгода он сделал попытку сдать экзамен на степень магистра философии, но она оказалась неудачной. На тот момент в столичном университете просто не было штатного профессора философии. Зато в Петербурге Тургенев выдержал экзамен на степень магистра греческой и латинской филологии. Он написал диссертацию для словесного факультета, но не стал защищать ее. К этому времени у Ивана Сергеевича были уже другие приоритеты, он решил вплотную заняться литературным творчеством.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В течение трех лет Тургенев служит в Министерстве внутренних дел в чине коллежского секретаря. В этот же период он пишет поэму «Параша». Тургенев сильно сомневается в качестве своего творения, но он нуждается в рецензии, за которой обращается к Виссариону Белинскому. Критик высоко оценил поэму, разместив рецензию на нее в «Отечественных записках». Знакомство Тургенева и Белинского в дальнейшем превратилось в долгую дружбу. Когда у критика родился сын Владимир, он пригласил писателя стать крестным отцом младенца.

Кроме «Параши», в 1843 году поэт написал прекрасное стихотворение «Утро туманное», вдохновившее многих композиторов на создание музыки для него. В разное время этим занимались А. Гедике, Г. Катуар, Абаза. Романсовая версия за подписью «Музыка Абаза» стала самой известной. Кто именно из трех братьев Абаза стал автором романса, до сих пор неизвестно.

Знакомство с Белинским и Некрасовым сильно повлияло на мировоззрение писателя. Он пересмотрел свои взгляды, окончательно распрощавшись с жанром романтизма, что особенно стало заметным после публикации поэмы «Помещик», повестей «Бретер», «Три портрета», «Андрей Колосов».

В 1850 году писатель вернулся в Россию. Он жил в Лутовиново, в Москве, в Петербурге, писал пьесы, которые с большим успехом ставили в театрах обеих столиц. После кончины Гоголя, творчеством которого Тургенев искренне восхищался, он написал некролог. Однако Алексей Мусин-Пушкин, председатель цензурного комитета, не разрешил публиковать некролог.

Главный цензор считал Гоголя «лакейским писателем», о котором не стоит упоминать в приличном обществе. Мусин-Пушкин разглядел в заметке Тургенева намек на нарушение негласного табу, касающегося воспоминаний о Пушкине и Лермонтове.

ПОСЛЕ ДОНЕСЕНИЯ, КОТОРЫЙ ЦЕНЗОР ОТПРАВИЛ НИКОЛАЮ I, ТУРГЕНЕВ НАВЛЕК НА СЕБЯ БОЛЬШОЙ ГНЕВ. ОН И БЕЗ ТОГО НАХОДИЛСЯ ПОД ПОДОЗРЕНИЕМ, КАК ЧЕЛОВЕК, ЧАСТО БЫВАЮЩИЙ ЗА РУБЕЖОМ, И ОТЛИЧАЮЩИЙСЯ РАДИКАЛЬНЫМИ ВЗГЛЯДАМИ. ТУРГЕНЕВА ВЗЯЛИ ПОД СТРАЖУ, ОТПРАВИЛИ ПОД ДОМАШНИЙ АРЕСТ В СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО. ОН БЫЛ ОБЯЗАН ПРОВЕСТИ В ИМЕНИИ ПОЛТОРА ГОДА, И НЕ ВЫЕЗЖАТЬ ЗА ГРАНИЦУ В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ ЛЕТ.

До этого времени в «Современнике» печатались отдельные рассказы из цикла «Записки охотника». Писатель очень тревожился, что цензура запретит выход отдельной книги. Но его волнения были напрасными, «Записки охотника» увидели свет, однако после этого лишился своего места и выслуженной пенсии Владимир Львов, цензор, выдавший разрешение на печать.

В сборник вошли рассказы «Уездный лекарь», «Певцы», «Бежин луг», «Бирюк». Отдельные новеллы не внушали никакого подозрения, однако в сборнике можно было ясно проследить антикрепостнический характер рассказов.

Талантливый литератор с легкостью писал для любой аудитории – для взрослых и детей. Писать для детей труднее, здесь важно выбрать золотую середину, не скатиться к назиданию. Сказки и рассказы- наблюдения, которые подарил писатель своим маленьким соотечественникам, запоминаются на всю жизнь. Они написаны живым, богатым, образным языком.

Атмосфера родового поместья положительно влияла на писателя. Именно здесь он написал произведения, ставшие классикой – рассказ «Муму», романы «Отцы и дети», «Дым», «Дворянское гнездо», «Накануне». После такой плодотворной работы писатель вновь отбывает за границу. Это случилось в 1856 году. В том же году в Париже Тургенев завершает свою самую мрачную повесть – «Поездку в Полесье».

В следующем году, уже в Германии, писатель работает над повестью «Ася», которую еще при жизни классика перевели на европейские языки. Литературоведы считают, что прототипом Аси, незаконнорожденной дочери крестьянки и барина, стала Полина Брюэр. Это имя носила дочь самого Тургенева и белошвейки Авдотьи Ивановой.

Проживая за границей, писатель никогда не отрывался от своей родины. Он следил за культурной жизнью России, переписывался с писателями, живущими на родине, тесно общался с эмигрантами.

ТУРГЕНЕВ, СТАВШИЙ ОЧЕВИДЦЕМ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ПЕРЕСМОТРЕЛ СВОИ РАДИКАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ. ИЗ ЭТОЙ НЕРАЗБЕРИХИ И БЕЗЗАКОНИЯ, ГДЕ ЗАПРОСТО, БЕЗ СУДА И СЛЕДСТВИЯ РАССТРЕЛИВАЛИ ЗАЛОЖНИКОВ, ОН ВЫНЕС ТОЛЬКО ОДНО – ДОПУСКАТЬ РЕВОЛЮЦИЮ НЕЛЬЗЯ, КРОВАВЫЙ ХАОС СМЕТАЕТ ВСЕ. МНОГИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ НЕ РАЗДЕЛЯЛИ МНЕНИЯ ТУРГЕНЕВА, ГРОМКО ОСУЖДАЛИ ЕГО ВЗГЛЯДЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Когда журнал «Современник» стал настоящим рупором революционного движения, писатель порвал свои отношения с изданием. При этом он всегда высказывался за свободу слова, встав на защиту того же «Современника», когда издание журнала временно попало под запрет. Тургенев не боялся вступать в конфликты с маститыми русскими писателями – Львом Толстым, Николаем Некрасовым, Федором Достоевским. Именно Достоевского всегда возмущала величина гонораров Тургенева.

В Европе творчество Тургенева ценилось очень высоко, он дружил с Мериме, Эмилем Золя, Флобером. Русская молодежь относилась к Тургеневу с особым почтением, чего нельзя было сказать о властях. Они не раз давали понять писателю, что его пребывание на родине неуместно.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

О первых чувствах, принесших писателю горькие разочарования, можно узнать из рассказа «Первая любовь». В 15 лет юноша испытал настоящую любовь к княжне Шаховской. Однако «чистая и непорочная Катенька» оказалась любовницей его отца, прожженного сердцееда, и этот факт поверг молодого человека в страшную депрессию.

Благородная девица оказалась подлой лицемеркой. Юноша стал искать любви среди непритязательных красавиц, крепостных крестьянок. В результате Дуня Иванова, белошвейка, стала матерью девочки, рожденной от Тургенева. Молодой человек хотел жениться на Дуне, но страшный гнев матери вынудил его отправиться за границу. Свою дочь Пелагею писатель признал, когда девушке исполнилось 15 лет.

За границей он влюбился в испано-французскую певицу Полину Виардо. Эта женщина не была красавицей. Большеротая, с глазами навыкат, она выглядела весьма экзотично. Но когда Полина пела, она превращалась в неземную красавицу. Впервые писатель увидел певицу именно в такой момент, и влюбился в нее на всю жизнь. Певица была замужем, но многие современники Тургенева считали, что супруг не был ей помехой.

Вполне возможно, что настоящим отцом Поля, сына Виардо, был русский писатель. Тургенев месяцами жил в доме певицы, несмотря на требования своей матери прекратить эту связь. Варваре Петровне хотелось, чтобы ее сын женился на русской дворянке, она мечтала увидеть законных внуков. Женщина не считала Пелагею внучкой, прямо заявляя, что эта девочка – крепостная.

Полина Виардо, сочувствуя девочке, пригласила ее в свой дом. Пелагею стали звать Полинет, она росла вместе с детьми певицы. Полинет не любила Виардо, ревновала ее к отцу.

Тургенев и сам понимал, что роковая страсть к Виардо не принесет ему счастья. В 36 лет он сделал попытку забыть иностранку, хотел жениться на дочери своего кузена. Однако в последний момент, когда настало время делать предложение, писатель признался Ольге, что не сможет ее полюбить.

В 61 год он влюбился в актрису Марию Савину. Эта талантливая женщина была в два раза моложе своего возлюбленного. Увидев парижскую квартиру Тургенева, в которой все вещи и безделушки напоминали о сопернице, актриса отказалась выходить замуж.

ПРИЧИНА СМЕРТИ

Писатель скончался от рака костей позвоночника. Он умер на чужбине, Полина Виардо ухаживала за больным. После смерти писателя певица стала наследницей его имущества.

В 1883 году классик скончался, его тело было перевезено на родину. Прах знаменитого писателя покоится на Волковском кладбище в Петербурге.

ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Отцы и дети

Дворянское гнездо

Ася

Накануне

Первая любовь

Рудин

Муму

Записки охотника

Бежин луг

Новь


* * * * *

7 ноября 1927 года родился Дмитрий Михайлович Балашов (урожд. Эдвард Михайлович Гипси) — русский советский писатель, филолог-русист и общественный деятель. Заслуженный работник культуры РСФСР (1988).

Биография

Настоящее имя — Эдвард Михайлович Гипси, родился в Ленинграде.

Отец — поэт-футурист Михаил Михайлович Гипси (урожд. Кузнецов,1891—1942, Ленинград), игравший в театре и в кино (сыграл, в частности, эпизодические роли в фильме «Девушка с далёкой реки» и «Чапаев»). Мать, Анна Николаевна Гипси (урождённая Васильева) — художница по костюмам, в 1920-е годы работала в лениградских театрах; училась на биофаке Ленинградского университета. Брат — Генрик Михайлович Гипси. Во время войны, Театр юных зрителей, где работали родители, эвакуировался на Урал, но семья Гипси осталась в городе. Михаил Михайлович Гипси дежурил на крыше здания театра, чтобы тушить немецкие зажигательные бомбы. Анна Николаевна работала воспитательницей в детском саду, куда смогла устроить детей, весной 1942 года мать и дети выехали в эвакуацию. М. М. Гипси умер 5 января 1942 года в больнице, разместившейся в бывшем Аничковом дворце. После войны, в 1956 году Анна Васильевна Гипси вышла замуж вторым браком за филолога А. Н. Егунова.

С 1942 по 1944 год находился в эвакуации в Алтайском крае. После возвращения в Ленинград после войны оба брата сменили имена: Эдвард взял имя Дмитрий, Генрик - имя Григорий, и взяли другую фамилию - Балашов.

Выпускник Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского, кандидат филологических наук, писатель, фольклорист и историк.

В 1967—1971 годах учился в аспирантуре Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. В 1961—1968 годах работал в Институте литературы, языка и истории Карельского филиала АН СССР в Петрозаводске.

Балашов предпринял несколько экспедиций на Север и издал несколько научных сборников: «Народные баллады» (1963), «Русские свадебные песни» (1969), «Сказки Терского берега Белого моря» (1970) и др. В 1962 году Балашов принял участие в организации «Общества охраны памятников старины».

С 1972 по 1983 год Балашов жил в деревне Чеболакша на Онежском озере. После того, как его дом сгорел, он переехал в Великий Новгород.

К художественному творчеству Балашов обратился уже в зрелом возрасте. Первая повесть «Господин Великий Новгород», опубликованная в журнале «Молодая гвардия» в 1967 году, изображала жизнь новгородского общества XIII века пластично, зримо и достоверно, знакомила с духовным и бытовым укладом, языком новгородцев той поры. С этого момента, не оставляя научную работу, Балашов посвящает себя и литературному труду.

Талант исторического романиста проявился в романе «Марфа-посадница» (1972), охватывающем период с 1470 по 1478 год и посвящённом присоединению Новгорода к Московскому Великому княжеству. Опираясь на труды историка В. Л. Янина («Новгородские посадники» и др.), показал внутренний кризис новгородского вечевого устройства, трагический образ Марфы, пытающейся объединить силы в борьбе с Москвой. Целостное, исторически документальное воссоздание эпохи сочетается в романе с воплощением ярких, драматических характеров людей из разных сословий. Вместе с тем критика отмечала, что в романе «противоборство Москвы и Новгорода увидено лишь по-новгородски» (С. Котенко). Апология «воли», симпатии к новгородским еретикам XV века при явной антипатии к москвитянам и деятелям Православной церкви (в чем проявилось некоторое следование В. Л. Янину) в известной мере лишили роман «объективности и мудрого историзма» (С. Семанов).

Главный труд Балашова-художника — цикл романов «Государи Московские», включающий в себя книги: «Младший сын» (1975), «Великий стол» (1979), «Бремя власти» (1981), «Симеон Гордый» (1983), «Ветер времени» (1987), «Отречение» (1989), «Святая Русь» (1991—97), «Воля и власть» (2000), «Юрий» (неоконченный). Цикл представляет собой уникальную историческую хронику-эпопею, охватывающую период русской истории с 1263 года (кончина князя Александра Невского) до 1425 года. Именно в «Государях Московских» впервые в художественной литературе мир русского средневековья воссоздан с непревзойдённой степенью полноты, исторической достоверности и философской насыщенности. В нём погодно отражены основные исторические события, геополитическое положение Руси, жизнь главнейших княжеств, быт и нравы всех сословий, воплощены судьбы, облик и характер сотен исторических деятелей. Эту эпопею Балашов писал, опираясь на работы Л. Н. Гумилёва, вследствие чего, его проза получила более масштабное видение исторического развития Евразии в XIII—XV вв. по сравнению с произведениями новгородского цикла.

«Самодвижение характеров согласовано с верностью летописному факту. Концепция исторической вариативности опирается на свободу нравственного выбора».


* * * * *

6 ноября 1852 года родился Дмитрий Мамин-Сибиряк - русский прозаик и драматург.

Дмитрий Наркисович Мамин родился в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии, в семье священника.

Сначала он пошел по стопам отца и учился в духовном училище Екатеринбурга, потом в семинарии Перми. Затем интересы юноши меняются, и в 1872 году он начинает учиться на ветеринарном отделении медико-хирургической академии Санкт-Петербурга, не окончив ее, переводится на юридический факультет университета.

Однако и здесь ему не удалось завершить свое образование. Финансовые проблемы вынуждают его в 1877 году вернуться на Урал.

Здесь Дмитрий прожил 14 лет, женился и помогал овдовевшей матери поднять на ноги младших сестер и братьев. За эти годы писатель много путешествует по Уралу, изучает этнографию и местный фольклор.

В результате этих поездок рождается серия очерков «От Урала до Москвы», которые были опубликованы в начале 80-х годов 19 века в московской газете «Русские ведомости». Вскоре следуют и другие его работы «В камнях», «На рубеже Азии», «В худых душах». В это же время Дмитрий Мамин берет себе псевдоним Сибиряк.

Дмитрий продолжает писать в жанре реализма, его герои обычные горняки. Наибольшую известность ему принесли произведения «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Дикое счастье».

Мамин-Сибиряк в 1880-е годы пишет циклы рассказов - «Уральские рассказы», «Сибирские рассказы». В 1890 году писатель переезжает из Екатеринбурга в Санкт-Петербург и женится второй раз.

В 90-е годы 19 века Мамин-Сибиряк пишет для детей: «Алёнушкины сказки», «Серая шейка», «Зарницы», «По Уралу».

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк умер в Петербурге (2) 15 ноября 1912 года.