Литературный календарь. Декабрь

-----------------------------------------------------------------------------------------------

* * * * *

23 декабря 1923 г. родился Виктор Александрович Курочкин — русский советский писатель, сценарист и драматург, журналист, яркий представитель «лейтенантской прозы». Автор повести «На войне как на войне».

Виктор Александрович родился в деревне Кушниково (ныне Старицкий район, Тверская область) в крестьянской семье. Официальная дата рождения писателя — 23 декабря 1923 года, однако по свидетельству жены он родился 23 ноября 1922 г.

Великая Отечественная война застала его в Ленинграде. Во время блокады он работал на заводе, выпускавшем зенитные снаряды.

Сестра с матерью эвакуировались к родственникам в Ярославль. "Я с отцом остался в осаждённом Ленинграде. Работал на заводе шлифовальщиком. Работа у меня была несложная: обтачивал зенитные снаряды. В конце января 1942 года умерли отец и тётка, у которой мы жили. Я остался один." Виктор Курочкин

Весной 1942 года в крайне истощённом состоянии был эвакуирован из блокадного Ленинграда через Ладогу. В Ярославской области он два месяца лечился от дистрофии, в июне 1942 года был призван в армию и направлен в танковое училище.

С 23 июня 1942 года — курсант Ульяновского гвардейского танкового училища (с 1 марта 1943 года — курсант 2-го Киевского артиллерийского училища (Саратов). 20 июня 1943 года лейтенант Курочкин назначен командиром СУ-85 в 1893-й самоходный артполк 3-й танковой армии 1-го Украинского фронта. С 5 августа 1944 года в составе 1-го гвардейского артиллерийского полка 4-й танковой армии 1-го Украинского фронта: Курская дуга, освобождение Левобережной Украины, форсирование Днепра, освобождение Киева, Львова.

31 января 1945 года, к тому времени гвардии лейтенант из 1-го гвардейского самоходного-артиллерийского полка, был тяжело ранен при форсировании Одера.

После войны в 1949 году окончил Ленинградскую юридическую школу, в 1949—1951 годах работал судьёй в посёлке Уторгош Новгородской области, затем журналистом в ленинградских газетах «Ленинградская правда» и «Смена». Обучался на заочном отделении Литературного института, который окончил в 1959 году. Среди зачётных рассказов первой учебной сессии (1954) были «Соперницы», впоследствии лёгшие в основу фильма «Ссора в Лукашах".

В 1968 году был жестоко избит милиционерами, получил инсульт и с тех пор тяжело болел до самой смерти.

Умер 10 ноября 1976 года. Похоронен на Комаровском кладбище.

Литературная работа

Начал писать, работая народным судьёй. Первыми его пробами пера явились военные воспоминания, которые, в большинстве своём, так и остались черновиками. Единственным результатом этой деятельности впоследствии явился рассказ «Неравный бой», повествующий о девочке, которая подсказала русским танкистам во время уличных боёв, где скрываются фашистские танки, и тем самым решила исход битвы. Дебютировал в литературе в 1952 году рассказом «Пастух».

В 1956 году в альманахе «Молодой Ленинград» был опубликован его рассказ «Яба», который, по словам жены писателя Г. Е. Нестеровой-Курочкиной, явился зачином для «Записок народного судьи Семёна Бузыкина». Эта повесть, написанная Курочкиным в 1962 году, впервые была опубликована только в 1988-м, первоначально была отвергнута цензурой.

Автор книг «Короткое детство», «Наденька из Апалева», «Заколоченный дом», «На войне как на войне»; пьесы «Козыриха» и др.

Самым известным произведением писателя стала повесть «На войне как на войне», вошедшая в золотой фонд русской военной прозы. Повесть была опубликована в 1965 году, а в 1968-м экранизирована.


* * * * *

13 декабря 1873 года родился Валерий Яковлевич Брюсов - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед.

Валерий Яковлевич Брюсов родился в Москве в семье купца. Его отец увлекался скачками и все свое состояние спустил на тотализаторе. Равнявшийся на родителя сын также увлекся скачками. И его первая публикация – статья в журнале «Русский спорт» – была написана в защиту тотализатора. Ее Валерий написал в возрасте 16-ти лет.

Он получил хорошее образование, окончив в 1893 году одну из частных московских гимназий, а затем продолжив образование на историко-филологическом факультете Московского университета.

В юности Брюсов много читал, об идеях Дарвина и принципах материализма он узнал раньше, «чем научился умножать». Среди его увлечений были и литература по естествознанию, и «французские бульварные романы», и книги Жюль Верна и Майн Рида, и, конечно, научные статьи. Табу распространялось лишь на религиозную литературу – родители воспитывали юношу по «принципам материализма и атеизма».

Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году, несколько позднее появились первые его рассказы. В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами). Так Брюсов заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения.

Окончив в 1899 году университет, он полностью решает посвятить себя литературе. Несколько лет Брюсов проработал в журнале П.И. Бартенева «Русский архив», сотрудничал с другими журналами, а также занимался переводами.

Самой известной книгой стихов Брюсова дореволюционного периода стала книга «Венок» (1906), где он славит революцию, веря в торжество идеалов свободы, равенства и братства. Однако главной задачей революции поэт считал лишь беспощадное уничтожение старого, поэтому многие действия большевиков вызывали у него критику и явное неодобрение, что нашло свое отражение и в поэзии - в книгах стихов «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) и др.

Помимо поэзии в этот же период выходят и другие произведения Брюсова - в частности, исторические романы «Огненный ангел» (1908) и «Алтарь победы» (1913), сборники рассказов и драматических сцен «Земная ось» (1907), «Ночи и дни» (1913), сборник статей «Далекие и близкие» (1912).

В годы Первой мировой войны Валерий Яковлевич служил на фронте военным корреспондентом «Русских ведомостей». В это же время он сотрудничал с Максимом Горьким, а в 1917 году выступил с защитой Горького, раскритикованного Временным правительством.

После Октябрьской революции 1917 года, которую Брюсов принял безоговорочно, он активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. В 1920 году вступил в ряды Коммунистической партии.

В эти годы Брюсов работал в Наркомпросе, в Госиздате, заведовал Книжной палатой, вел различные курсы в Московском университете и в организованном им же Высшем литературно-художественном институте (впоследствии ВЛХИ им. В.Я. Брюсова), где до конца жизни был ректором и профессором, принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии. Среди его литературного творчества этого периода - книги стихов «Последние мечты», «В такие дни», «Миг», «Дали» и другие.

9 октября 1924 года Валерий Яковлевич Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления легких, был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.


* * * * *

12 декабря 1905 г. родился Василий Семёнович Гроссман (наст. имя Иосиф Соломонович Гроссман) — русский советский писатель и журналист, военный корреспондент.

Иосиф Соломонович Гроссман родился в образованной еврейской семье. Его отец — Соломон Иосифович (Семён Осипович) Гроссман (1873—1956), уроженец Вилково (принадлежавшего до 1878 года Румынии, затем в Измаильском уезде Бессарабской губернии), инженер и химик по специальности — был выпускником Бернского университета (1901) и сыном килийского купца второй гильдии, занимавшегося на юге Бессарабии хлеботорговлей. В 1902 году Соломон Гроссман вступил в Бунд и РСДРП, а после её раскола в следующем году и до 1906 года был меньшевиком; до выхода на пенсию и переезда в Москву работал инженером в Донецком угольном бассейне и других шахтах страны. Мать — Екатерина Савельевна Гроссман (урождённая Малка Зайвелевна Витис; 1872—1941), также из состоятельного семейства, перебравшегося из Немирова Подольской губернии в Кишинёв, когда она была ребёнком; получила образование во Франции и преподавала в Бердичеве французский язык.

Родители Василия Гроссмана оформили брак в 1900 году в Турине, но развелись, когда он был ребёнком, и он воспитывался матерью. Ещё в детстве уменьшительная форма его имени Йося превратилась в Вася и стала впоследствии его литературным псевдонимом. После развода Екатерина Савельевна с сыном жила в семье своей сестры Анны и её мужа — доктора Давида Михайловича Шеренциса (1862—1938) в Бердичеве.

Когда Иосифу было 6 лет (февраль 1912 года), он вместе с матерью поехал в Швейцарию, где с марта 1912 года учился в начальной школе на улице Roseraie в Женеве. В октябре 1913 года они перебрались в Лозанну, а в мае 1914 года возвратились в Киев, где жил его отец. В том же году он поступил в приготовительный класс Киевского реального училища 1-го общества преподавателей, где учился до 1919 года. В годы Гражданской войны уехал с матерью в Бердичев, где вновь поселился в доме доктора Д. М. Шеренциса (мать писателя жила в этом доме вплоть до начала Великой Отечественной войны), учился и работал пильщиком дров.

В 1921 году Гроссман окончил школу и до 1923 года жил с отцом и учился на подготовительном курсе Киевского высшего института народного образования, затем перевёлся на химическое отделение физико-математического факультета 1-го Московского государственного университета, которое окончил в 1929 году. В январе 1928 года он женился на Анне Петровне Мацук, но некоторое время супруги жили раздельно (он — в Москве, жена — в Киеве). Три года работал инженером-химиком в Макеевском научно-исследовательском институте по безопасности горных работ и заведовал химической (газово-аналитической) лабораторией на угольной шахте «Смолянка-11» в Донбассе, затем старшим научным сотрудником химической лаборатории в Донецком областном институте патологии и гигиены труда и ассистентом кафедры общей химии в Сталинском медицинском институте. В 1933 году переехал с женой в Москву, где поселился в семье старшей сестры матери Елизаветы Савельевны Алмаз и стал работать старшим химиком, а затем заведующим лабораторией и помощником главного инженера на карандашной фабрике имени Сакко и Ванцетти.

Литературной деятельностью Василий Гроссман занялся в конце 1920-х годов и уже в 1928 году отослал один из своих первых рассказов для публикации в «Правде». В это же время он сделал выбор между научной работой и литературой — в пользу последней (подробно свой выбор он обосновывал в письмах этого периода к отцу). В 1929 году в журнале «Огонёк» публикует очерк «Бердичев не в шутку, а всерьёз». В апреле 1934 года в «Литературной газете» был опубликован рассказ о Гражданской войне «В городе Бердичеве», ставший дебютной художественной публикацией писателя. В том же году при поддержке Максима Горького опубликовал в газете «Литературный Донбасс» повесть из жизни шахтёров Донбасса «Глюкауф». Успех этих произведений укрепил Гроссмана в желании стать профессиональным писателем. В 1935, 1936 и 1937 годах издавались сборники его рассказов, в 1937—1940 годах — две части эпической трилогии «Степан Кольчугин» о революционном движении от 1905 года до Первой мировой войны.

В 1933 году была выслана из Москвы, а в 1936 году повторно арестована по обвинению в троцкизме и осуждена на три года ИТЛ его двоюродная сестра, сотрудница Профинтерна Надежда Моисеевна Алмаз (1897—?), дружба с которой оказала на него большое влияние после переезда в Москву. Гроссман оказывал ей материальную поддержку всё время её пребывания в ссылке. В 1933 году он расстался с первой женой и в октябре 1935 года поселился с Ольгой Михайловной Губер (женой его близкого друга, писателя Бориса Губера) в Серебряном переулке у её сестры Евгении Михайловны, пока в 1937 году супруги не получили две комнаты в коммунальной квартире в Брюсовском переулке (их брак был оформлен в 1936 году).

В 1937 г. Борис Губер был арестован и расстрелян. Ольга Губер была также арестована как член семьи «врага народа». Тогда Гроссман оформил опекунство над её двумя сыновьями и направил письма М.Калинину и в НКВД с просьбой освободить Ольгу Губер на том основании, что она уже несколько лет фактически была женой не Бориса Губера, а Гроссмана. Ольга Губер была освобождена.

Военный корреспондент

Почтовый конверт. Россия, 2005 год

Летом 1941 года Василий Гроссман был мобилизован в армию, ему было присвоено звание интенданта 2-го ранга. С августа 1941-го по август 1945 года служил специальным военным корреспондентом газеты «Красная звезда» на Центральном, Брянском, Юго-Западном, Сталинградском, Воронежском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. В 1942 году написал повесть «Народ бессмертен», ставшую его первым крупным произведением о Великой Отечественной войне.

Во время немецкой оккупации города Бердичева мать писателя Екатерина Савельевна была переселена в гетто и 15 сентября 1941 года расстреляна в ходе одной из акций уничтожения еврейского населения в Романовке. До конца жизни писатель писал письма своей погибшей матери. Её история будет отражена в посвящённом ей романе «Жизнь и судьба»: мать Виктора Штрума тоже будет убита нацистами при уничтожении еврейского гетто. Жившая на протяжении 1930-х годов с Екатериной Савельевной в Бердичеве единственная дочь писателя Екатерина в начале июня 1941 года была отправлена в пионерский лагерь и с началом боевых действий вместе с матерью, сёстрами и отчимом эвакуирована в Ташкент.

Мемориальная табличка на доме, в котором работал Гроссман Василий Семёнович, в Донецке

Во время битвы за Сталинград В. С. Гроссман находился в городе с первого до последнего дня уличных боёв. За участие в Сталинградской битве, в том числе в боях на передовой линии обороны, награждён орденом Красной Звезды. В 1943 году ему было присвоено звание подполковника. На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара»: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?». Повести «Народ бессмертен», «Сталинградские очерки», другие военные очерки сложились в книгу 1945 года «Годы войны».

В. С. Гроссман был в числе корреспондентов, первыми ступивших в освобождённые советскими войсками концлагеря Майданек и Треблинка. Описание увиденного в Майданеке было поручено Константину Симонову, а о Треблинке в конце 1944 года Гроссман опубликовал статью «Треблинский ад», открывшую тему Холокоста в СССР. После войны Гроссман и Илья Эренбург составили «Чёрную книгу» — сборник свидетельств и документов о Холокосте. «Чёрная книга» была издана на английском языке в 1947 году в Нью-Йорке, но русское её издание тогда так и не появилось; набор был рассыпан в 1948 году; идеологическая установка требовала не выделять ни одну национальность в рамках всего пострадавшего в ходе войны населения СССР. Первое издание на русском вышло лишь в 1980 году с купюрами в Израиле.

Пьеса «Если верить пифагорейцам», написанная перед Великой Отечественной войной и опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя», была негативно оценена критикой за якобы неверное понимание исторического процесса.

После войны. «Жизнь и судьба»

С 1946 по 1959 год работал над дилогией «За правое дело» и «Жизнь и судьба». Эпический роман «За правое дело» (1952), написанный в традициях Л. Н. Толстого и повествующий о Сталинградской битве, Гроссман вынужден был переработать после разгромной критики в партийной печати. На Втором съезде Союза писателей СССР в 1954 году А. А. Фадеев признал, что его критика романа как «идеологически вредного» была несправедливой.

Рукопись продолжения опубликованного в «Новом Мире» романа «За правое дело» — романа «Жизнь и судьба», носящего резко антисталинский характер, над которым писатель работал с 1950 года, была отдана автором для публикации в редакцию журнала «Знамя». В феврале 1961 года были конфискованы копии рукописи и черновики при обыске КГБ дома Гроссмана. Была изъята и копия романа, находившаяся для перепечатки в редакции журнала «Новый Мир». Главный редактор журнала «Знамя» В. М. Кожевников сам отдал свой экземпляр в КГБ. Пытаясь спасти свою книгу, В. С. Гроссман писал Н. С. Хрущёву:

Я прошу Вас вернуть свободу моей книге, я прошу, чтобы о моей рукописи говорили и спорили со мной редакторы, а не сотрудники Комитета Государственной Безопасности.… Нет правды, нет смысла в нынешнем положении, в моей физической свободе, когда книга, которой я отдал свою жизнь, находится в тюрьме, ведь я её написал, ведь я не отрекался и не отрекаюсь от неё.… Я по-прежнему считаю, что написал правду, что писал её, любя и жалея людей, веря в людей. Я прошу свободы моей книге.

В конечном счёте, Гроссмана принял член Политбюро М. А. Суслов, огласивший подготовленное референтами (сам он роман не прочёл) решение о том, что о возврате рукописи «не может быть и речи», и что роман может быть напечатан в СССР не раньше, чем через 200—300 лет.

Другая копия романа, сохранённая другом Гроссмана поэтом С. И. Липкиным, в середине 1970-х, уже после смерти писателя, с помощью А. Д. Сахарова и В. Н. Войновича была вывезена на Запад. Роман был опубликован в Швейцарии в 1980-м, его расшифровали с микрофильма профессора-эмигранты Ефим Эткинд из Парижа и Шимон Маркиш из Женевы, последний способствовал изданию в Лозанне. В СССР роман вышел с купюрами в 1988 году, во время перестройки.

Вместе с «Жизнью и судьбой» была конфискована рукопись повести «Всё течёт», затрагивавшей тему возвращения человека из сталинских лагерей, над которой Гроссман работал с 1955 года. Писатель создал новый вариант повести, который завершил в 1963 году (публикация за рубежом — 1970, в СССР — 1989).

После ареста «антисоветских» рукописей Гроссман почти потерял возможность публиковаться. Потрясение подточило здоровье писателя и, по мнению ряда биографов, ускорило его смерть. Василий Гроссман умер от рака почки после неудачной операции 14 сентября 1964 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Посмертно издан сборник рассказов и очерков «Добро вам!» (1967, с купюрами), написанный после двухмесячной поездки в Армению уже после изъятия его последнего романа. Очерки и записные книжки военных лет вошли в сборник «Годы войны» (М.: Правда, (Библиотека журнала «Знамя»1989). В 1990 году под одним переплётом вышли две книги воспоминаний о Гроссмане: «Жизнь и судьба Василия Гроссмана» Семёна Липкина и «Прощание» Анны Берзер.

25 июля 2013 представители ФСБ передали Министерству культуры рукописи романа «Жизнь и судьба»


* * * * *

11 декабря 1918 года родился Александр Исаевич Солженицын - русский писатель, публицист, Нобелевский лауреат.

Александр Исаевич родился в Кисловодске, в крестьянской семье. В 1924 году семья Солженицына переехала в Ростов-на-Дону, где мальчик и пошел в школу.

Литературой начал увлекаться в старших классах, пробовал силы в эссе и поэзии. Однако после школы поступил в РГУ не на филологический, а на физико-математический факультет. Но будучи студентом, не оставлял своего писательского увлечения и написал первые главы «Августа Четырнадцатого».

В начале Великой Отечественной войны уехал по распределению с женой в Морозовск, где работал учителем. Оттуда же отправился на фронт. Этот период своей жизни писатель отразил в повести «Люби революцию», которую впоследствии написал в заключении.

После окончания костромского артиллерийского училища служил лейтенантом в Саранске, а потом был командиром батареи звуковой разведки. Получил награды – ордена Отечественной войны и Красной Звезды.

Незадолго до победы в 1945 году Солженицына арестовали за переписку, в которой он критиковал Сталина. С конца 1945 до 1953 года он находился в заключении. Здесь Солженицын пишет поэмы и заучивает их наизусть, чтобы позже переложить на бумагу. Он описал лагерную жизнь в романе «В круге первом» и своем знаменитом рассказе «Один день Ивана Денисовича».

После освобождения писателя отправили жить в южный Казахстан без права выезда из села Берлик. Там Солженицын работал учителем математики и физики. В 1956 году писатель был реабилитирован, ему разрешили вернуться из ссылки. Он поселился во Владимирской области, затем в Рязани.

Впервые произведения Солженицына были опубликованы в 1962 году в журнале «Новый мир» - это был рассказ «Один день Ивана Денисовича». Публикация получила много откликов читателей, в ответ на которые Солженицын принялся за «Архипелаг ГУЛАГ». Рассказ получил в 1964 году Ленинскую премию.

Однако уже в следующем году писатель теряет расположение властей, ему запрещают печататься. Романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ» были напечатаны за рубежом. За это в 1974 году Солженицына лишили советского гражданства и выслали за границу. Вернуться на родину писатель смог лишь спустя 20 лет.

В 2001-2002 годах вышел в печати его большой труд - «Двести лет вместе». Это литературно-историческое исследование писателем русско-еврейских отношений в период между 1795 и 1995 годами в двух томах. Книга стала победителем конкурса «Лучшие издания XIV Московской международной книжной выставки-ярмарки».

Умер Александр Исаевич Солженицын 3 августа 2008 года в Москве.


* * * * *

10 декабря 1821 года родился Николай Алексеевич Некрасов— русский поэт, прозаик и публицист. Является классиком русской литературы.

Николай Алексеевич родился в городе Немиров Подольской губернии, в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера. Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила любовь к литературе и русскому языку.

В 1832–1837 годах Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи. В 1838 году против воли отца будущий поэт уезжает в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете.

С 1841 года начал сотрудничать в «Отечественных записках». В 1843 году Некрасов встречается с Белинским, идеи которого находят отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых – «В дороге» (1845) – получило высокую оценку критика.

В 1847–1866 годах Некрасов был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал рупором революционно-демократических сил.

После событий 1861 года, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот же год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.

После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», с которым были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», создает серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы.

Умер Николай Алексеевич Некрасов 8 января 1878 года в Петербурге.

Его именем названы многие библиотеки и другие культурные и образовательные учреждения России, улицы во многих российских городах. Музеи Некрасова открыты в Санкт-Петербурге, в городе Чудово Новгородской области и в усадьбе Карабиха.


* * * * *

8 декабря 1855 года родился Владимир Алексеевич Гиляровский — русский и советский писатель, поэт, фельетонист, беллетрист, драматург, литературовед, журналист, краевед Москвы.

Писатель Владимир Гиляровский еще при жизни стал легендарной фигурой в московской журналистике, получил известность благодаря ярким репортажам. Вокруг фигуры обладателя колоритной внешности ходило множество слухов, он сам поддерживал репутацию героя анекдотов и городских сплетен. Коллеги и друзья уважительно звали мужчину дядей Гиляем.

Детство и юность

Владимир появился на свет 26 ноября (8 декабря) 1855 года в Кубенской волости Вологодской губернии. Долгое время в официальной биографии ошибочно указывался другой год рождения, мужчину считали на два года старше своего реального возраста из-за путаницы с опубликованной самим автором статьей. Его отец Алексей Гиляровский был помощником управляющего имением, затем служил в полиции. Дома он делился с членами семьи историями со службы, сын с удовольствием слушал о событиях из криминальной хроники.

Мать Гиляровского Надежда Мусатова имела в родословной предков из Запорожской Сечи. Владимир гордился своими корнями, колоритный писатель позировал для образа Тараса Бульбы, запечатленного на барельефе памятника Николаю Гоголю на Никитском бульваре в Москве скульптора Николая Андреева. Также, по некоторым версиям, Гиляровский мог быть моделью для атамана Серко или пожилого казака с трубкой, изображенных его другом Ильей Репиным на картине «Запорожцы».

Юный Владимир отличался своенравным характером и имел проблемы с дисциплиной, сказывалось его общение со ссыльными. Мальчик в первом же классе Вологодской гимназии остался на второй год, связывал это с написанием хлестких заметок в адрес преподавателей. При этом он считался способным учеником, занимался переводами с французского на русский язык, любил поэзию. В 1871 году Гиляровский, который мечтал о приключениях, сбежал из дома.

Уроженец Вологодской губернии сменил множество профессий, пока не осел в Москве. Он трудился грузчиком, работал на фабрике, ловил рыбу и некоторое время был пожарным. Благодаря коммуникабельности Гиляровский легко заводил знакомства, в будущем этот навык пригодился ему в журналистике. В 1875 году молодой человек решил стать актером, не имея никакого образования, гастролировал в составе театральной труппы по городам Черноземья.

Творчество

На творческую биографию Гиляровского повлияло участие в войне с Турцией. На волне патриотизма Владимир бросил театр и записался в армию, проходил службу на Кавказе, участвовал в боевых действиях. Молодой человек писал письма родственникам, описывал быт солдат и восхвалял силу русского оружия — войну он считал продолжением своих приключений.

После возвращения с Кавказа Владимир решил связать карьеру с журналистикой. Мужчина стал репортером, отличался умением находить актуальную информацию, специализировался на криминальной хронике, выезжал на места катастроф и не боялся ходить в район Хитровку, где прятались беглые каторжники. Гиляровский умел находить общий язык с представителями разных слоев населения, писал лаконично и в то же время красочно. Вскоре за молодым талантом закрепилось прозвище Король репортажей.

Гиляровский также писал книги, в его библиографии стоит выделить произведение «Трущобные люди: этюды с натуры». Владимир описал неприглядный быт жителей глубинки и рабочих столицы, использовал образы реальных людей, изменив их имена и внешний облик. Издать свое творение мужчине не удалось — цензоры были поражены реалистичностью героев и мрачной атмосферой, уже отпечатанные, но еще не собранные в книги листы изъяли из типографии и сожгли. Впервые книга была издана лишь в 1957 году.

В годы советской власти уроженец Вологодской губернии писал для газеты «Известия», статьи мужчины печатали «Огонек» и «Вечерняя Москва». Гиляровский работал над книгами о жизни дореволюционной Москвы, в мемуарах «Мои скитания» рассказал много подробностей о представителях творческой интеллигенции. Его перу принадлежат произведения «Москва и москвичи», «Антоша Чехонте» и «Люди театра».

Личная жизнь

Владимир был женат на Марии Мурзиной, они зарегистрировали брак в 1884 году. Девушка была сиротой и отличалась спокойным характером, считалась полной противоположностью супруга, обожающего анекдоты и каламбуры. Сын Алексей умер в детстве, а дочь Надежда в будущем стала историком театра.

Гиляровский обладал недюжинной физической силой, по воспоминаниям современников, он пальцами мял монеты и был способен скрутить кочергу. В молодости он трудился в цирке наездником, испытал на своей шкуре прелести работы бурлаком — 20 дней тянул корабль из Костромы в Рыбинск.

Встречи с ярким талантом искали писатели и поэты, у него были дружеские отношения с Ильей Репиным и Александром Блоком, Владимир ездил на рыбалку с Антоном Чеховым. Гиляровский любил принимать гостей в своей квартире, устраивал вечеринки и тратил большие суммы денег. При этом журналист умудрялся быть всем должен, все его гонорары уходили на оплату долгов.

Смерть

В последние годы жизни Гиляровский имел проблемы со зрением. Он скончался 1 октября 1935 года в любимой Москве, причиной смерти стало простудное заболевание. Писателя похоронили на Новодевичьем кладбище, на могиле установлен памятник работы скульптора-монументалиста Сергея Меркурова, высеченный из большого обломка метеорита.

Колоритный Владимир Алексеевич оставил яркий след в истории российской журналистики и краеведения Москвы. Его образ периодически используют в кинематографе, в 2023 году вышла картина Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех». Роль Гиляровского исполнил актер Михаил Пореченков.

В честь драматурга и журналиста названы улицы в разных городах России, его имя дали астероиду. В 2015 году в Вологде, где прошло детство писателя, открылся «Дом дяди Гиляя» — литературный музей и любимое место встреч для молодых авторов. В экспозиции представлены фотографии Гиляровского и личные вещи.

Память

-Музей Гиляровского в Тучково, Московская область.

-Музей «Дом дяди Гиляя» в Вологде.

-Улица Гиляровского в Москве, Вологде и Тамбове.

-Имя Гиляровского присвоено астероиду 3863 Gilyarovskij.

-Юбилейная монета номиналом в 2 рубля, посвящённая 150-летию со дня рождения Владимира Гиляровского. Годы жизни писателя на ней указаны с ошибкой — 1853–1935

Интересные факты

1. После расследования пожара на фабрике Морозовых, который пытались скрыть от общественности, вспыхнул бунт рабочих. Главный редактор газеты «Московский листок» был вынужден покрывать Гиляровского, его материалы выходили под чужим именем. Вскоре Владимир прекратил сотрудничество с изданием из-за цензурирования работ.

2. После внезапной кончины в 1882 году Белого генерала Михаила Скобелева в Москве ходили слухи о причастности к гибели немецкой разведки, якобы его отравили в ресторане, подсыпав яд в бокал с шампанским. Гиляровский провел собственное расследование, опросив массу свидетелей, и пришел к выводу, что национальный герой Болгарии умер естественной смертью от болезни сердца.

3. Журналист стал первым автором в России, поднявшим тему наличия в городах бездомных животных, опубликовав статью «Ловля собак в Москве».

4. В 1896 году Гиляровский отправился на торжественные мероприятия на Ходынское поле в честь коронации российского императора Николая II. Мужчина едва не погиб в толпе, а на следующий день опубликовал репортаж в газете.


* * * * *

5 декабря 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев — русский поэт-мыслитель, лирик, переводчик, дипломат и чиновник (с 1865 г. тайный советник), консервативный публицист.

Молодые годы

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Его отец Иван Николаевич Тютчев (1768—1846) служил в Кремлёвской экспедиции. Одна из сестер отца, Евдокия Николаевна Мещерская (1774–1837), была основательницей, строительницей и игуменьей Борисоглебского Аносина монастыря; другая сестра, Надежда Николаевна Шереметева (1775—1850), стала матерью декабриста А. В. Шереметева, который избежал наказания за участие в тайном обществе. Мать, Екатерина Львовна Тютчева (1776–1866), была племянницей полководца А. М. Римского-Корсакова.

Получил домашнее образование. Под руководством учителя, поэта и переводчика С. Е. Раича, поддерживавшего интерес ученика к стихосложению и классическим языкам, изучил латынь и древнеримскую поэзию, а в 12 лет переводил оды Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на словесном отделении в Императорском Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский. Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года. В 14 лет избран членом Общества любителей российской словесности.

Карьера за границей

Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Ф. Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и в 1826 году женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трёх дочерей. Старшая из них, Анна, позже вышла замуж за Ивана Аксакова.

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 году она умирает. Тютчев был настолько опечален, что проведя ночь у гроба покойной супруги, как утверждается, поседел за несколько часов. Однако уже в 1839 году Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. Сохранились воспоминания Эрнестины об одном бале в феврале 1833 года, на котором её первый муж почувствовал себя нездоровым. Не желая мешать жене веселиться, господин Дёрнберг решил уехать домой один. Обратившись к молодому русскому, с которым разговаривала баронесса, он сказал: «Поручаю вам мою жену». Этим русским был Тютчев. Через несколько дней барон Дёрнберг умер от тифа, эпидемия которого охватила в то время Мюнхен.

В 1835 году Тютчев получил придворное звание камергера. В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась из-за самовольного отъезда из Турина, но до 1844 года он продолжал жить за границей. В 1843 году Тютчев встретился со всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А. Х. Бенкендорфом. Итогом этой встречи стала поддержка императором Николаем I всех инициатив Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Тютчеву дали «добро» на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

Большой интерес Николая I вызвала анонимно опубликованная Тютчевым статья «Письмо к г-ну доктору Кольбу» («Россия и Германия»; 1844). Эта работа была предоставлена императору, который, как сообщил родителям Тютчев, «нашёл в ней все свои мысли и будто бы поинтересовался, кто её автор».

Служба в России

Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в Министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора.

Практически сразу же по возвращении Ф. И. Тютчев активно участвует в кружке Белинского.

Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850). Две последние являются главами незавершённого трактата «Россия и Запад», задуманного им под впечатлением революционных событий 1848—1849 гг. Позднее, уже в России написал статью «О цензуре в России» (1857).

В трактате «Россия и Запад» Тютчев создаёт своего рода образ тысячелетней державы России. Излагая своё «учение об империи» и о характере империи в России, поэт отмечал её «православный характер». В статье «Россия и революция» Тютчевым была проведена мысль, что в «современном мире» существуют только две силы: революционная Европа и консервативная Россия. Тут же излагалась и идея создания союза славянско-православных государств под эгидой России.

В этот период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам, как он их понимал. Он создаёт много «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах»: «Гус на костре», «Славянам», «Современное», «Ватиканская годовщина».

7 апреля 1857 года Тютчев получил чин действительного статского советника, а 17 апреля 1858 года был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 года Тютчев был произведён в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически — даже второй ступени в государственной иерархии чиновников.

За время службы получил в качестве наград (премий) 1800 червонцев золотом и 2183 рубля серебром.

До самого конца Тютчев интересовался политической ситуацией в Европе. 4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 (27) июля 1873 года Фёдор Тютчев скончался в Царском Селе, на 70-м году жизни. 18 июля 1873 года гроб с телом поэта был перевезён из Царского Села в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.


* * * * *

5 декабря 1820 года родился Афанасий Афанасьевич Фет - русский поэт, переводчик, мемуарист.

Афанасий Афанасьевич родился в усадьбе Новоселки Орловской губернии. Мать будущего поэта – дочь обер-кригскомиссара Карла Беккера – Шарлотта-Елизавета была замужем за мелким чиновником Иоганном Фетом и мирно жила в немецком Дармштадте, пока туда не приехал состоятельный русский помещик, отставной офицер Афанасий Неофитович Шеншин.

По некоторым данным, Шарлотта-Елизавета Беккер влюбилась в Шеншина и, бросив семью, бежала с ним в Россию, уже будучи беременной. Здесь она приняла православие, взяв имя Елизаветы Петровны Шеншиной, и обвенчалась с Шеншиным. Сын был записан под фамилией отца – Афанасий Шеншин, и носил это имя вплоть до четырнадцати лет.

В 1834 году орловские губернские власти, получив анонимный донос, начали наводить справки о рождении мальчика. Возникла опасность, что брак его родителей могут признать недействительным, а ребенка – незаконнорожденным. В результате Шеншин-старший спешно вывез сына в Лифляндию. Там он выхлопотал у немецкой родни признание мальчика «сыном умершего ассесора Фета».

После окончания немецкого частного пансиона Крюммера Фет поступил в Московский университет. Сначала он обучался на юридическом факультете, но все больше увлекаясь стихотворчеством, перевелся на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета.

Первый поэтический сборник Афанасия Фета, получивший название «Лирический пантеон», увидел свет еще в университетские годы. Позже его сочинения начали печататься в различных литературных журналах.

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» (1843)

Завершив учебу, в 1845 году Фет поступает на военную службу, становясь кавалеристом. На следующий год он получил первое офицерское звание. В 1853 году его перевели расквартированный под Петербургом гвардейский полк, где поэт, опубликовавший к тому времени уже два сборника стихов, знакомится с Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым, Иваном Гончаровым и другими литераторами. В тот же период он сближается с редакцией журнала «Современник».

В 1856 году увидел свет третий поэтический сборник Фета, в качестве редактора которого выступил Тургенев. Спустя два года поэт выходит в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра, переезжая в Москву. В 1863 году издан двухтомник его стихов.

Последние девятнадцать лет жизни поэт вновь носил фамилию Шеншин – это право было возвращено ему в 1873 году, как дворянство. Но свои литературные произведения и переводы он по-прежнему подписывал как Афанасий Фет.

В вечер такой золотистый и ясный,
В этом дыханье весны всепобедной
Не поминай мне, о друг мой прекрасный,
Ты о любви нашей робкой и бедной.
Дышит земля всем своим ароматом,
Небу разверстая, только вздыхает;
Самое небо с нетленным закатом
В тихом заливе себя повторяет.

Что же тут мы или счастие наше?
Как и помыслить о нем не стыдиться?
В блеске, какого нет шире и краше,
Нужно безумствовать — или смириться!
Стихотворение «В вечер такой золотистый и ясный...» (1886)

В 1880-е годы публиковались и переводы Фета: обе части «Фауста» Гете, все сочинения Горация, элегии Тибулла и Проперция, «Энеида» Вергилия, а также «Мир как воля и представление» и «О четверояком корне закона достаточного основания» Шопенгауэра и ряд других произведений.

Афанасий Афанасьевич Фет умер (21 ноября) 3 декабря 1892 года в Москве, не дожив двух дней до своего 72-летия. Существует версия о том, что литератор пытался покончить с собой – он долгое время болел и устал терпеть недуг. Похоронили поэта в родовом имении Шеншиных, которое находилось в селе Клейменово.


* * * * *

4 декабря 1896 года родился Николай Семенович Тихонов — русский советский писатель, поэт и публицист, общественный деятель.

Многим известны крылатые строки: «Гвозди б делать из этих людей: крепче бы не было в мире гвоздей». В прошлом их нередко приписывали выдающемуся отечественному поэту Владимиру Маяковскому, однако в действительности их автором является Николай Семенович Тихонов. Создавший в начале 1920-х годов «Балладу о гвоздях», в послевоенные годы он был очень известен читателям, а у литераторов-фронтовиков пользовался большим авторитетом.

Николай Семенович родился в Санкт-Петербурге, в небогатой семье цирюльника и портнихи. Несмотря на крайне скромные условия, в которых рос будущий поэт, его родители делали все возможное, чтобы их сын учился. Окончив начальные классы, мальчик поступил в Торговую школе, где помимо общей программы преподавали стенографию, товароведение и прочие коммерческие науки.

В 1911 году ему пришлось бросить учебу, чтобы помочь родителям он устроился на работу писцом в Главное морское хозяйственное управление. В 1915 году Тихонова призвали на армейскую службу, направив в гусарский полк. В 1918 году он вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, откуда его демобилизовали спустя три года. К этому периоду относятся первые публикации стихов. Тогда молодой поэт считал себя последователем Николая Гумилева. Большое влияние на литератора оказало и творчество Редьярда Киплинга.

В 1920-х годах поэт вошел в литературное объединение «Серапионовы братья». В те годы была опубликована поэма Тихонова «Сами», сборники стихов «Орда» и «Брага», в который вошли баллады, вызвавшие живой отклик у читательской аудитории.

В довоенные годы Тихонов часто ездил по стране, изучая историю и быт различных народов. Особе место в его путешествиях занимал Кавказ, где литератор переводил на русский язык произведения армянских, грузинских и дагестанских поэтов.

В 1935 году он посетил Париж в составе советской делегации, направленной для участия в Конгрессе в защиту мира. В тот период Николай Тихонов уже начал служить не только искусству, но и государству. Находясь за рубежом, он не раз выступал с политическими заявлениями, в которых горячо поддерживал действия советского руководства.

Кроме стихов, литератор создал много произведений в прозе. По мнению критиков, некоторые рассказы и очерки Тихонова даже превосходят по силе таланта его лирику. Благодаря большой воспитательной силе, прозу Тихонова охотно включали в школьные программы. Особое место в творчестве занимала и публицистика.

Во время советско-финской войны 1939-1940 годов Тихонов руководил группой писателей и художников при газете «На страже Родины». После начала Великой Отечественной войны трудился в Политуправлении Ленинградского фронта. Написанные тогда Тихоновым стихи и рассказы, очерки и статьи, листовки и обращения вошли в книгу «Огненный год», которая была издана в 1942 году. К военному периоду также относится сборник «Кочевники», в который вошли путевые заметки. Книга посвящена героизму и подвигу простых людей.

В послевоенные годы все большее место в жизни Николая Тихонова занимает общественная деятельность. Сначала он занимал пост председателя Правления Союза писателей Советского Союза, позже возглавил Советский комитет защиты мира. В составе советских делегаций он совершал визиты в различные европейские и азиатские государства.

В 1966 году Тихонов стал первым советским писателем, удостоенным высокого звания Героя Социалистического Труда. Наряду с Леонидом Брежневым был награжден и Ленинской премией, и Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами».

В последние годы жизни Тихонова были выпущены его воспоминания. Книга, получившая название «Писатель и эпоха», увидела свет в 1972 году.

Летом 1973 года Тихонов подписал письмо группы советских писателей, отправленное в редакцию газеты «Правда». В тексте этого послания шла речь об Александре Солженицыне и Андрее Сахарове. Их «антисоветскую» деятельность тогда публично осудили более тридцати советских литераторов.

Скончался Николай Семенович Тихонов 8 февраля 1979 года в Москве. Он похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.


* * * * *

4 декабря 1903 года родился Лазарь Иосифович Лагин - советский писатель и публицист.

Лазарь Иосифович Лагин (настоящая фамилия Гинсбург) родился в Витебске. Псевдоним писателя – «Лагин», вписываемый во все официальные документы, был сложен из первых слогов имени и фамилии.

Ему повезло – миновали его пуля и шашка гражданской, не умер в тифозном бреду. Уже после войны встретил в Ростове-на-Дону Маяковского, показал ему свои стихи, и они понравились поэту. Но стихи писать Лагин не стал.

Он дебютировал как рабкор в 1922 году. В предисловии к одной из своих книг он иронически вспомнит о первых стихотворных пробах: «Говоря откровенно, у меня имеется немалая заслуга перед отечественной литературой: я вовремя и навеки перестал писать стихи». Смеяться над собой писатель не боялся...

Лагин имел красивый голос и проучился год на вокальном отделении Минской консерватории. Однако не вынес теоретических дисциплин и сбежал. Окончив отделение политэкономии Московского института народного хозяйства в 1925 году, он отслужил в армии, подготовил диссертацию в институте Красной профессуры и был отозван оттуда на постоянную работу в газету «Правда».

«Номенклатурной» вершины Лазарь Лагин достиг в 1934 году, став заместителем главного редактора журнала «Крокодил», чьим корреспондентом оставался до последних дней жизни.

Тем временем набирала обороты машина репрессий. После расправы над главным редактором «Крокодила» Михаилом Кольцовым, Лагин мог стать следующей жертвой. Отвел беду Александр Фадеев, отправив Лазаря в длительную командировку на остров Шпицберген.

Именно там, в Арктике, у писателя родилась идея прославившей его сказки «Старик Хоттабыч». Уже после войны в конце 1940-х годов идеологический отдел ЦК решил, что в «Старике Хоттабыче» не совсем правильно расставлены акценты и рекомендовал внести соответствующие коррективы. Ослушаться было невозможно. Когда Лагин принялся кромсать собственное детище, с ним случился инфаркт.

В годы Великой Отечественной войны он работал в газете «Красный черноморец» Черноморского флота, участвовал в обороне многих черноморских городов.

Его перу принадлежат романы «Патент АВ» (1947), «Остров разочарования» (1951), «Атавия Проксима» (1956), «Съеденный архипелаг» (1963), представляющие собой сочетание социального памфлета с фантастикой и приключенческим жанром. О Москве современной и дореволюционной рассказывает роман «Голубой человек» (1966). Опубликованы и другие произведения автора - повести, рассказы, сказки для взрослых и детей... Книги Лагина переведены на многие языки.

Умер Лазарь Иосифович Лагин 16 июня 1979 года в Москве.