АРТ-СТУДИЯ «ЖИВИЦА»

-----------------------------------------------------------------------------------------------

В 2022 году поселенческая библиотека № 3 с детским отделением стала победителем конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества с проектом Арт-студия «Живица».

На базе библиотеки создано современное, комфортное, безопасное пространство для реализации творческих способностей, расширения кругозора, общения и организации досуга подростков. В арт-студии «Живица» ребята узнали о культурном наследии народов России, познакомились с разнообразием народных росписей и промыслов, а также с интересными культурными традициями, отражающими самобытность и общность наций.

После теоретического знакомства с особенностями различных видов народной росписи (гжель, хохлома, городецкая, мезенская, полхов-майданская и др.) пробовали свои силы на мастер-классах (сами расписали матрешку или разделочную доску, деревянную ложку или глиняную игрушку и др.).

Арт-студия «Живица» дала возможность подрастающему поколению окунуться в атмосферу народного творчества, перенестись на несколько веков назад, ведь народные промыслы являются неотъемлемой частью национального богатства России, душой русского человека и истории целого народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить подростков с народными промыслами России, мастерством народных умельцев. Это позволило подросткам почувствовать себя частью великого российского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

В ходе проведения теоретических занятий подростки узнали историю возникновения и географическое расположение, познакомились с большим разнообразием народных промыслов России и их современным развитием, научились различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

На мастер-классах познакомились с узорами и основными этапами разных росписей, особенностями нанесения рисунка, а также самостоятельно расписали ложки, матрешки, разделочные доски, шкатулки, тарелки и подносы. Научились сочетать мелкие и крупные элементы, правильно подбирать фон и цветовую гамму, используя разнообразные приемы работы кистью.

МЕРОПРИЯТИЯ


* * * * *

Год культурного наследия народов России и реализация проекта арт-студия "Живица" подходит к завершению. В рамках реализации проекта прошло много мероприятий, посвященных народному творчеству, культуре, искусству и традициям. Задача проекта: открыть своим читателям прекрасный ларец народного творчества, познакомить с искусством народа, со всем многообразием культурного наследия прошлого,

В ходе таких мероприятий библиотекари стремились показать ребятам красоту и гармонию народных произведений искусства, предметов народного быта.

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением было проведено итоговое мероприятие - путешествие знакомство с народными промыслами "Россия рукотворная".

Были оформлены тематические столы по разным видам росписи и изделиям из глины. Ведущие познакомили ребят с народными промыслами, продемонстрировав изделия, которые расписали ребята в ходе реализации проекта.

Культуру России невозможно представить без народного творчества, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, являясь частью его истории.

* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен мастер-класс "Каргопольская игрушка".

Ребята узнали, что каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.

Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.

Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен исторический экскурс "Каргопольская игрушка: история промысла".

Ребятам рассказали о каргопольская глиняная игрушка — традиционном промыселе в Архангельской области. О том, сколько лет самой старой фигурке, как в давние времена мастера лепили и украшали игрушки и как в Каргополе возродилось ремесло.

Ведущая рассказала, что гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян и служило лишь дополнительным источником дохода. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле.

Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий.

Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья). В былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных.

Другое необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, — Тянитолкай, похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть. Всадник между ними воплощал вечные метания человеческой души, однако некоторые фигурки все же изображали его прильнувшим к белой половине Тянитолкая — как бы сделавшим выбор.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен мастер-класс "Филимоновская игрушка".

Филимоновская игрушка – один из старейших промыслов русской глиняной пластики. Родом она из деревни Филимоново Тульской области. Одни археологи говорят, что промыслу более 700 лет, другие – около тысячи. Издревле гончары работали семейно. При этом мужчины и женщины делали посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки.

Из рассказа ведущей ребята узнали об истории появления и развития древнейшего художественного промысла, а также об особенностях орнаментов и узоров филимоновской росписи. Рассмотрели иллюстрации филимоновских игрушек. Каждый ребёнок выбрал себе шаблон игрушки, и расписывал по своему, используя элементы и цветовую гамму филимоновской росписи.

Узнали об уникальных свойствах глины «синики», посмотрели видеосюжет, как происходит производство игрушек: лепка, обжиг, роспись. Наглядно на демонстрационных плакатах посмотрели, на какие группы можно разделить все филимоновские игрушки. Это -люди (солдаты, барыни), животные (олени, коровы, петухи, наседки, барашки), многофигурные композиции («Любота» «Чаепитие», «Тройка»). Большое внимание уделили элементам филимоновской росписи: чередование горизонтальных или вертикальных полос по белому, жёлтому фону.

В орнаменте преобладают круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Красная, зелёная, жёлтая полосочка на вытянутых фигурках игрушки придают ей радужность и нарядность.

В ходе проведения мастер-класса ребята сделали неожиданный вывод, что удлиненные пропорции фигурок объясняются природными свойствами местной глины, жирной и пластичной. Изучили особенности росписи филимоновской игрушки, приобрели умение и навыки составления и нанесения филимоновского орнамента, освоили лепку игрушки из глины с характерными филимоновскими особенностями.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен урок прекрасного "Филимоновская роспись".

Ребята узнали, что гончарным делом в деревне Филимоново Тульской области занимались с XVI века. Земля в этих местах была бедной, урожаи — скудными, поэтому продажа глиняных горшков и мисок стала единственным источником дохода для жителей деревни. Чтобы не выбрасывать кусочки глины, оставшиеся после работы, из них лепили небольшие свистульки. Так появилась филимоновская игрушка.

Рассказали, что свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице.

К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах.

Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» — создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.

Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым — глаза-точки.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия Живица на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен мастер-класс «Дымковская барышня».

Дымковская игрушка – расписывается вручную и незатейливый узор, придуманный мастером, никогда не повторяется, поэтому найти две одинаковые игрушки невозможно. То есть, нет, и не бывает двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получаются необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их изготавливали не только на ярмарку для украшения и игры, а использовали, как оберег, ставили зимой между окнами дома.

Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Узоры на одежде так же соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, в горошек и в мелкий цветочек и элементы росписи - простейшие геометрические элементы кружки, кольца, полоски, змейки.

Мастер-класс Дымковская барышня познакомил с технологией изготовления из глины дымковской игрушки в виде барышни, особенностями росписи в данном виде промысла.

Ребята научились работать с глиной и делать из нее заготовку для дымковской игрушки, закрепили полученные на предыдущем мероприятии знания, раскрасив глиняную заготовку в соответствии с традициями дымковских мастеров.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен познавательный час "История дымковской игрушки"

В ходе мероприятия было рассказано о дымковской игрушке – одном из русских народных глиняных художественных промыслов: об истории ее появления, особенностях материала и изготовления. Подростки узнали об истории развития дымковского промысла, о характерных ему темах, образах и характерных рисунках: что секрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери; игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками; сначала изображали животных, как повелось с язычества; но символом «дымки» стала барышня.

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Например, кольцо, это оберег, круг с пересекаемыми полоскам - солярные солнечные знаки. Точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей, полоска – дорога или река, чёрные точки - следы человека.

При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни и символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен мастер-класс "Башкирские узоры".

Ребята познакомились с особенностями башкирского орнамента: цветовой гаммой, сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов; узнали о шести основных орнаментальных комплексах.

Под руководством ведущего ребята расписали башкирскими узорами деревянные миски, проявив свои творческие способности, воображение и художественный вкус.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен этно-краеведческий час "Декоративно-прикладное искусство башкир".

Библиотекарь познакомила ребят с народным прикладным искусством башкир: башкирскими народными промыслами, историей, комплексами узоров, особенностями украшения одежды и жилища, художественно-декоративной обработкой дерева, металла и кожи, ткачеством, вышивкой и др. Рассказала об отличительных особенностях орнамента южных, северных башкир, и проживающих в центральной части башкирских земель.

В ходе мероприятия ребята определяли, какой орнамент характерен для той или иной местности в Башкортостане, собирали пазлы с башкирским орнаментом.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен мастер-класс "Жостовская роспись".

На мастер-классе была показана технология выполнения рисунка на подносе: наметка общего силуэта композиции, расположение основных цветовых пятен, наложение теней, уплотнение цветов и т.д.

Ребята получили основные навыки росписи подноса и под руководством мастера расписали подносы, используя классические цвета жостовской росписи.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен час интересных сообщений "Жостовские россыпи".

Библиотекарь рассказала ребятам о русском народном художественном промысле по росписи кованых металлических подносов, возникшем в 1825 году в деревне Жостово Московской области, о развитии жостовской росписи, о разнообразии форм и размеров изделий, о технологии изготовления подносов. Подростки расширили свои знания о жостовском промысле, о его отличительных особенностях, основных мотивах росписи, познакомились с профессиональными терминами: «замалёвок», «тенёжка», «прокладка», «бликовка», «чертёжка», «привязка».


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен мастер-класс "Городецкая роспись".

В первой части мастер-класса ведущая показала, как рисуются основные элементы росписи и цветы: розаны, купавки, розы и ромашки; в какой последовательности наносится подмалевка, теневка и разживка. Во второй части ребята попробовали нарисовать характерные для городецкой росписи цветы, используя основную цветовую гамму этой росписи и расписали в этой технике деревянные ложки, игрушки и шкатулки.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен час знакомства с прекрасным "Дивные узоры городецкой росписи"

Библиотекарь рассказала об особом виде росписи по дереву, русском народном художественном промысле – городецкой росписи: о ее возникновении и развитии, особых красках, цветах, элементах и сюжетах. Ребята узнали, что зародилась эта роспись в Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.

В завершении мероприятия ребята попробовали себя в роли художника, раскрасив подготовленные эскизы с городецкой росписью.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен мастер-класс "Мезенская роспись".

Рассказали, что мезенская роспись - одна из самых древних и загадочных. В далекие времена ей украшали разные предметы быта, они были призваны оберегать, приносить мир и лад, достаток в семью.

Сначала на деревянных досках красками прорисовывали отдельные элементы будущего изображения. Каждый элемент повторяли столько раз, сколько нужно для закрепления навыка. Затем из этих элементов составляли эскиз будущего изображения. Потом в карандаше, а затем и в цвете изображали его на деревянных заготовках.

Дерево – это и есть главный мезенский холст. Обычно новички учатся расписывать разделочные доски, как наиболее удобные изделия для первых художественных проб. Затем в ход идут шкатулки, короба, подносы и сундуки. Дерево должно быть без пропитки, гладкое, качественное.

Многие ребята перенесли на деревянные заготовки одного из любимейших образов мезенских мастеров – коня (лошадь). Наверное, в этом виде росписи их больше, чем где-либо еще. Конь символизирует удачу, жизненную силу, благополучие. Большинство мезенских коней красно-оранжевые, и это отдаляет изображение от реального прототипа. Туловище коня мог покрывать решетчатый узор, что делает образ животного еще более сказочным.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен познавательный час "Узоры и орнаменты мезенской росписи".

В ходе мероприятия было рассказано об одном из старейших художественных промыслов Русского Севера, который был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода.

Ребята познакомились с главными персонажами мезенского декора, узнали об основных цветах, значении рисунков, из какой древесины делались предметы интерьера, украшаемые мезенской росписью.

Узнали, что в узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом. Красные кони олицетворяли солнце. Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу.

Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах росписи — красном и черном. Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы. Красный — из найденной на берегу глины, а позже из сурика. Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.

Чаще всего мастера покрывали узорами прялки (главный предмет для росписи), короба, хлебницы и продавали их в ближайших селениях на прибрежьях рек Пинега, Печора и Двина.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен мастер-класс "Полхов - майданская роспись".

На мастер-классе ребята увидели, что перед росписью изделие проходит специальную подготовку, выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру, узнали об обязательном приеме майдановской росписи - "наводке".

В ходе мероприятия ребята научились очередности выполнения рисунка, расписали полхов-майданской росписью деревянные доски, тарелки, шкатулки и ложки.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен тематический час "Сказочная роспись Полхов Майдана".

В ходе мероприятия библиотекарь рассказала об истории появления и развития полхов-майданской росписи, ее основных приемах, мотивах, сюжетах и уникальных чертах, продемонстрировала основное сочетание цветов фона и рисунка, особенности росписи матрешек. Ребята познакомились с новым видом росписи, узнали о полхов-майданских игрушках-таратушках, посуде и декоративных предметах интерьера, расписываемых в этой технике. А в завершении мероприятия в качестве закрепления материала раскрасили рисунок с элементами полхов-майданской росписи, используя характерные ей цвета.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен мастер-класс "Голубое чудо гжели".

Рассказали об особенностях гжельской росписи и технологии нанесения рисунка, о том, что отличительная черта гжели — это белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета — белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная.

Познакомились с книгой «Эта звонкая сказка - Гжель", где можно узнать об истории гжели, что кистями разной величины гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы и другие познавательные моменты.

Участницам мастер-класса было предложено освоить несколько основных приемов гжельской росписи.

Ребятам показали легкие мазки, которые круглясь, образуют цветы, напоминающие «агашку» - роспись старой Гжели, простую и быструю. Долго и кропотливо осваивали мазки участники мастер-класса на бумаге и только затем осмелились перенести свои навыки на деревянную доску.

Все участники мастер-класса смогли почувствовать себя настоящими мастерами гжельской росписи и окунуться в атмосферу народного творчества.

Мастер-класс получился интересный, познавательный и творческий. Ребята обменивались впечатлениями, благодарили, интересовались будущими мероприятиями.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением рассказали об истории промысла "Удивительная гжель".

С незапамятных времён Россия славилась своими народными промыслами. Промысел - это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства.

Освоить искусство гжельского рисунка невозможно без знакомства с историей этого древнего народного промысла.

Ребята в ходе проведения мероприятия познакомились с художественной росписью в стиле гжель, и с историей развития гжельского прикладного творчества. Узнали, что ценность гжельского фарфора в том, что он неповторим и очень декоративен. Изделия гжели украшают цветы, листья или целые букеты и гирлянды цветов.

Рассказали, что одной из характерных черт гжельского фарфора является традиционная роспись кобальтом, который положен на белую поверхность то широким густым мазком, то едва заметным касанием кисти.

Интересно ребятам было узнать, что изделия для росписи не изготавливают на гончарном круге, а заливают жидкой белой глиной. Ребята попробовали самостоятельно развести белую глину и залить в формы.

Ребята пробовали воспроизвести несложные изображения в гжельском стиле на бумаге, а также в бело-синих тонах с помощью красок и полиэтиленового мешка нарисовать необычные цветы.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия Живица на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен мастер-класс Золотая хохлома.

Ведущая научила ребят правильно держать кисть при выполнении росписи, аккуратно делать заливку фона, компоновать элементы, рассказала о последовательности работы над композицией; показала им, как рисуются отдельные элементы хохломской росписи (капельки, листочки, ягодки, завитушки) и как их можно объединить в единую композицию, выполняя рисунок поэтапно.

Подростки научились делать зарисовки по мотивам хохломской росписи, самостоятельно расписали под хохлому деревянные заготовки матрешек, ложек и разделочных досок.

Ребята попробовали себя в роли мастеров росписи по дереву и поняли насколько аккуратным, внимательным и терпеливым должен быть художник.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен час интересных сообщений "Хохлома: от истоков до современности", посвященный самому яркому и популярному промыслу народного искусства России.

На мероприятии участники узнали историю возникновения хохломских изделий на Руси, секреты, традиции и технологии изготовления этой необычной посуды, виртуально побывали на фабрике, где изготавливаются хохломские изделия сейчас.

Познакомились с традиционным мотивом хохломской росписи - растительным орнаментом. С большим интересом ребята рассматривали посуду с хохломской росписью, представленную на выставке.

В конце мероприятия все присутствующие попробовали себя в качестве мастеров хохломской росписи, раскрашивая бумажные шаблоны.

Во время творческой работы звучали русские народные мелодии, а библиотекарь рассказывала ребятам о способах росписи и орнаментах. Мероприятие сопровождалось слайд-презентацией и видеороликами.

Сохранение обычаев, фольклора, музыки в каждой местности необходимо для сохранения культуры всей страны. И потому так важно знание своих корней, искусства, традиций в общем деле сохранения культуры России.

Участница мероприятия Силова Настя поделилась своими впечатлениями:

«Я вспомнила, что видела такие узоры, но не знала, как они называются, а теперь, после того, как нам всё объяснили, смогу рассказать друзьям о том, где появилась хохлома и в какое время. Захотелось даже самой взять и нарисовать что-то похожее. Может, сделаю подарок маме».


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен фольклорный праздник «История деревянной ложки».

Рассказали ребятам о незаменимом предмете бытовой утвари наших предков - деревянной ложке.

Издавна русский народ был гостеприимным и хлебосольным. Ни одну трапезу, ни в богатой семье, ни в бедном крестьянском доме невозможно было представить без ложки. Рождение деревянной ложки на Руси уходит корнями в многовековую давность, первые упоминания о ней встречаются ещё в «Повести временных лет».

Ребята узнали о том, как появилась ложка в обиходе человека, какими ложками в давние времена ели на Руси, как проходили трапезы в крестьянской избе, где у каждого члена семьи была своя ложка. Её берегли, носили за голенищем сапога и избегали пользоваться чужой.

Раньше ложки изготавливали специальные мастера, которых называли «ложкари» или «ложечники». На изготовление одной ложки у опытного мастера уходило всего 20 минут. На протяжении многих столетий русские умельцы передавали секреты своего мастерства из поколения в поколение.

В настоящее время традиционный промысел наших предков, мастеривших замечательную красоту – деревянные ложки не предался забвению, а сохраняется и приумножается.

В завершение мероприятия ребята посмотрели видео-выступление образцового театра ложкарей «Холмичи», в котором они продемонстрировали свои невероятные умения игры на деревянных ложках.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен вечер народного творчества и культуры «Забытые умения и ремесла». Библиотекарь рассказала о старинных профессиях и ремеслах: кто такой пахарь, корзинщик, лапотник, плетельщик, ложкарь, игрушечник, кустарь, бондарь; о таких забытых ремеслах, как плетение кружева на коклюшках, плетение из лозы, бересты и др. Подростки познакомились с богатой народной культурой и бытом наших предков, узнали, что в старину в деревнях люди сами делали необходимые им в быту вещи - утварь, орудия труда, шили одежду и т.д. Однако многие ремесла забыты, технология изготовления изделий утеряна.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен вечер творческого общения «Щедра талантами родная сторона». Подростки узнали о том, что каждый народ России славится уникальной культурной самобытностью, неповторимыми традициями, обычаями и ремеслами и что произведения народного декоративно-прикладного искусства каждого региона России можно назвать живой историей.

На встречу с ребятами были приглашены методист Межпоселенческого центра национальных культур «Урал-Батыр» Э. Маликова и руководитель центра башкирской культуры М.С. Вильданова. Они рассказали об особенностях башкирского национального костюма, видах вышивки, которыми украшали одежду. Показали образцы башкирского орнамента, рассказали, как долго и кропотливо создается узор каждой детали костюма.

Более подробно остановились на таком важном элементе женской одежде - нагруднике. Э. Маликова, демонстрируя свои изделия, рассказала последовательность их выполнения, отвечала на вопросы, показала на примере, как делать нагрудник, из каких элементов он состоит, какие ткани используют. Участники мероприятия с удовольствием рассматривали образцы нагрудников и примеряли их на себя. Была оформлена творческая выставка «Национальный костюм: родник народного творчества».

Красоту национального костюма ребята смогли увидеть и на наших гостьях.

Узнали, что национальный костюм — неотъемлемая часть культуры любого народа. Это не просто одежда, а большая история, которая может поведать о целом народе.

Завершилось наше мероприятие веселой конкурсно-игровой программой. Ребята с большим интересом сыграли в башкирские народные игры.


Исторический экскурс "Многообразие русских народных промыслов".

Ребята узнали, что с незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества - "промыслы", что в русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад.

Они сочетали производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия промыслов выражают отличительные черты и неповторимость традиционной культуры. Исследователи относят к народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

Участники познакомились с такими народными промыслами, как: Гжель, Хохлома, Палех, Городецкая и Жостовская роспись, Дымковская, Каргопольская и Филимоновская игрушка.

Ребята посмотрели познавательные видеоролики и красочные презентации на тему народных промыслов России. Была оформлена книжно - иллюстративная выставка «Золотая россыпь народного творчества».

А затем присутствующим были предложены мастер-классы «Золотая Хохлома», «Удивительная Гжель», «Сказочная роспись Полхов-Майдана», «Узоры и орнаменты Мезенской росписи», «Дивные узоры Городецкой росписи», «Жостовская роспись».

Затем ребята самостоятельно расписали деревянные заготовки.