Июнь 2023 г.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

* * * * *

Что может быть лучше, чем чувствовать себя настоящим художником, творцом чего-то интересного, необычного и красивого! Ощутить это на себе смогли участники мастер-класса «Радуга творчества», на котором каждый из них нарисовал вечерний летний пейзаж и сделал для него рамку. Занятие на этом мероприятии состояло из двух частей. Вначале ребята научились поэтапно наносить краску, растушевывая цвета, делать фон и прорисовывать детали. Во второй части ребята сделали из картона и журнальных трубочек рамку для своей картины.


* * * * *

Урок осторожности «Безопасное лето» был проведен с юными читателями библиотеки.

Летом большую часть времени дети и подростки проводят на улице, в кругу сверстников. Как сделать летние каникулы, эту самую счастливую пору в жизни каждого школьника, по-настоящему безопасными? Об этом было рассказано на мероприятии, которое состояло из нескольких блоков: «Безопасность на дороге», «Правила поведения в лесу», «Безопасность на улице и в общественных местах». Ребята научились правильно себя вести в сложных и опасных ситуациях, узнали много нового и полезного. Также для ребят были подготовлены буклеты о безопасности на дороге.


* * * * *

Рисование помогает координировать зрение и движение, овладевать различными формами, развивать чувство цвета. Для воспитания у ребят художественного вкуса, развития пространственного мышления и умения создавать несложные композиции был проведен мастер-класс по рисованию «Летние цветы». Ведущая предложила освоить необычную технику рисования, для работы в которой требуются полиэтиленовые мешочки, гуашевая краска и кисточки. Каждый участник нарисовал свою красочную поляну летних цветов, используя разноцветные краски.


* * * * *

Историко-познавательный калейдоскоп «Неповторимый Петербург» был посвящен 320-летию со дня основания города Санкт-Петербурга, второго по величине город России. Санкт-Петербург — как застывшая музыка: каждый мечтает узнать его историю, увидеть достопримечательности. Ежегодно его посещают миллионы российских и иностранных путешественников.

Познакомили ребят с историей основания Санкт-Петербурга, связанной с именем российского царя Петра I, а также с особенностями архитектуры, сформировавшей узнаваемый образ этого уникального города.

Ребята узнали, что Санкт-Петербург называют город мостов, потому что в нем более 500 мостов, 20 из которых разводные. Познакомили с такой достопримечательностью города как Петергофский дворец – место, где жили цари. На территории дворца расположены около 200 красивейших фонтанов. Многое узнали ребята о Петропавловской крепости – сооружении, с которого началось строительство города. Рассказали про Эрмитаж – один из самых больших музеев мира, Ленинградский зоопарк, в котором обитает около 600 видов животных, рыб, птиц. Ребятам интересно было узнать про такие достопримечательности как Храм Спаса на Крови, Невский проспект, Зимний дворец, Дворцовый мост, Александровская колонна, Исаакиевский собор, Русский музей, Медный всадник, Мариинский театр, Крейсер Аврора и др.

К мероприятию была оформлена книжно-иллюстративная выставка «Блистательный Санкт-Петербург». С помощью книг, представленных на выставке, читатели смогут совершить виртуальное путешествие по старейшим улицам Петербурга; по Петропав-ловской крепости, которая является ровесницей самого города; по Эрмитажу, старейшему музеем зарубежного искусства в России, берущему начало от коллекции Екатерины Великой; по Зимнему дворцу, который отстраивали почти все императоры; по знаменитым во всём мире дворцам и особнякам, музеям и галереям Петербурга. Читатели узнают, что таится за красивыми фасадами старинных зданий, за необычными названиями улиц, за неторопливым течением рек и каналов…


* * * * *

Каникулы, каникулы… Каждый день, каждый час летних каникул удивителен и неповторим. Лето - прекрасная пора с пользой провести свободное время, пополнить багаж знаний; найти интересное занятие; пообщаться со сверстниками, а также можно прийти в библиотеку и принять участие в конкурсах и викторинах, праздниках и других библиотечных мероприятиях.

В день веселых затей «Детские забавы» предложили юным читателям и детям из пришкольного лагеря множество разнообразных занятий по интересам: «сказочные» кроссворды, викторины «Знаешь ли ты?», «Загадки в лесу на каждом шагу», головоломки, литературную минутку «Читаем вместе».

Ребята с удовольствием участвовали в веселой и познавательной викторине «Давайте знакомые книги откроем», отгадывали загадки «Знатоки природы», разгадывали кроссворды.

Дети отлично справились с заданиями в конкурсе «Умники и умницы», отвечая на сложные вопросы, приняли участие в сказочной викторине «Хоровод любимых сказок», отгадывали загадки- перевёртыши «Лето, полное чудес».

Очень активно юные читатели отгадывали филворды, громко радуясь своей сообразительности и находчивости.

День веселых затей в библиотеке завершился, все участники получили заряд бодрости, отличного настроения. Многие ушли из библиотеки с книгами и желанием еще раз посетить библиотеку.


* * * * *

Час памяти «22 июня. Ровно в четыре часа…» был посвящен началу Великой Отечественной войны. Библиотекарь рассказала ребятам об этой трагической дате в истории нашей Родины, о подвиге народа, все присутствующие по очереди рассказали о своих семейных героях, которые воевали или ковали Победу в тылу.

Говорили о городах – Героях, принявших первый удар врага, о героизме и самопожертвовании советских солдат, о примерах мужества и стойкости. Более подробно рассказали о защитниках Брестской крепости.

Ребятам рассказали историю создания песни «Священная война», которая стала неким патриотическим призывом советских граждан для противостояния силам фашистской армии. Её по праву считают гимном Великой Отечественной войны, ведь именно она вдохновляла и поддерживала моральный дух советских солдат от начала и до конца войны.

Интересно было ребятам узнать и про самый массовый агитационный плакат Отечественной войны, плакат «Родина-мать зовёт!», который появился в первые её дни, и выпущенный многомиллионными тиражами.

К мероприятию была подготовлена выставка – размышление «Мы вспомним первый день войны», с подборкой книг о Великой Отечественной войне.

В заключении участники мероприятия почтили память всех погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания.


* * * * *

Литературный диалог «Твори добро» познакомил юных читателей библиотеки с книгами, рассказывающими о добрых делах, поступках, о людях творящих добро, о примерах проявления доброты ко всем, кто в ней нуждается. Более подробно остановились на книге А.Гайдара «Тимур и его команда».

Библиотекарь напомнила ребятам содержание книги, зачитала важные моменты характеризующие поступки героев. Рассказала, что в этом произведении показана игра подростков, которая из развлечения превращается в настоящее полезное дело.

Ребята с большим вниманием слушали рассказ о том, как Тимур со своими верными друзьями помогали всем, кто нуждался в помощи. Узнали о том, что это один из тех уникальных случаев, когда идея, авторский замысел благополучно воплотились в реальную жизнь.

Ребята узнали о том, что книга Гайдара «Тимур и его команда» очень понравилась мальчишкам и девчонкам Советского Союза, и дело литературного героя Тимура Гараева и его команды продолжили миллионы советских пионеров. Тогда и началось массовое тимуровское движение.

Много интересного ребята узнали о тимуровском движении, и о своей причастности к нему в нынешнее время. Ведь многие из присутсвующих - юные волонтеры, также после занятий в школе оказывают посильную помощь пожилым одиноким людям, окружают их вниманием и заботой.

В ходе проведения мероприятия ребята пришли к выводу, что это прекрасная повесть о бескорыстной дружбе Тимура Гараева и девочки Жени воспитывает в подрастающем поколении ответственность, справедливость, милосердие, благородство.

Завершилось мероприятие с просмотром фильма «Тимур и его команда»


* * * * *

Час интересных сообщений «Чайка» по имени Валентина» был посвящен 60-летию полета первой женщины в космос — Валентины Терешковой, который вызвал у ребят большой интерес, позитивное восприятие истории и достижений отечественной космической отрасли, осознание важности достижений космоса для развития общества и государства, чувства гордости за героический труд космонавтов и достижения работников космической сферы.

Библиотекарь рассказала участникам встречи о жизненном пути Валентины Владимировны Терешковой, о том, как мечта о небе привела ее на космодром, как проходил космический полёт первой женщины-космонавта

Рассказала ребятам, что 16 июня 1963 года, с позывным «Чайка», на космическом корабле «Восток-6» Валентина Терешкова совершила свой легендарный полет, оставшись в истории как самая первая и единственная женщина-космонавт, совершившей одиночный космический полет.

С большим интересом ребята посмотрели презентацию, поучаствовали в викторине «Космос далекий и близкий», используя кодировочную таблицу, разгадали знаменитую фразу В. Терешковой, сказанную перед стартом — «Эй небо, сними шляпу!».

Библиотекарь познакомила ребят с книжной выставкой «Чайка» на орбите», которая была оформлена к мероприятию.


* * * * *

В рамках празднования дня рождения башкирского героя Салавата Юлаева был проведен час истории «Легендарный герой башкирского народа». Библиотекарь рассказала об этом неординарном человеке, национальном герое, о его подвигах и творчестве. Посмотрев отрывок из фильма «Салават Юлаев», снятого по одноименному роману С. Злобина, и видеоролик «Памятники Салавату Юлаеву», выслушав ведущего, ребята узнали о памятниках, книгах, музыкальных и поэтических произведениях, посвященных герою.

К мероприятию была оформлена книжная выставка «Салават Юлаев – герой башкирского народа».


Устный журнал «Каждой профессии – слава и честь»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать очень непростую задачу – какой путь выбрать: с какой профессией связать свою дальнейшую жизнь. Вниманию слушателей были представлены три страницы:

1. Я и мир профессий.

2. Какие бывают профессии. «Хочу, могу, надо».

3. Как правильно выбрать профессию.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Библиотекарь рассказала, как сделать правильный выбор, о значении выбора профессии, о редких профессиях. Ребята посмотрели видео: «Почему родители ходят на работу», «Все профессии важны», «Я и мир профессии».

Приняли участие в конкурсе «Лучший кондитер», «Медсестра».

Играли в игры «По страницам сказок», «Что за профессия», отгадывали загадки, дополняли пословицы. Отвечали на вопросы викторины «Профессии любимых героев”, «Самая, самая…», «Правда ли?».

Активно участвовали в космической игре «Ускорение», в физкультминутках «Фиксики – помогатор», «Танец утят».


* * * * *

Краеведческий час «Белебей – моя малая родина» был проведен в преддверии Дня города.

В ходе мероприятия библиотекарь рассказала об истории Белебея, его архитектурных достопримечательностях, современном обновлении, предприятиях и удивительных людях. Ребята узнали о флаге города, его символике, посмотрев презентацию и видеоролик о своем городе, почувствовали гордость за него и, наверняка, поняли, что в Белебее замечательно абсолютно всё!


* * * * *

Участники аукциона знаний «Достопримечательности России» совершили виртуальное путешествие по России, побывали на озере Байкал, в историко-архитектурном музее в Кижах, на Урале, посмотрели гору Эльбрус, посетили Красную площадь, Мамаев курган, Петергоф, собор Василия Блаженного, уникальные столбы выветривания и Долину гейзеров на Камчатке. Узнали краткую историю самых знаменитых сооружений и памятников архитектуры нашей страны.

С удовольствием ребята выполняли задания «Продолжи фразу», отгадывали фотовикторину «Моя страна – моя Россия», филворд «Великие города России». Для закрепления темы отвечали на вопросы викторины «Широка страна моя родная».

Провели игру МЕМО «Достопримечательности России», в ходе которой, ребята разделились на две команды и переворачивая карточки поочередно знакомились с главными достопримечательностями Российской Федерации. Так же задача команд была отметить главные объекты страны на карте. По итогу игры, проявив логику и внимательность, победила команда «Знатоки».

В конце мероприятия вместе спели песню «Вперед, Россия!» О. Газманова.

В библиотеке была представлена фотовыставка «Нет Родины краше России», на которой запечатлены красивые уголки нашей страны.


* * * * *

На заседании клуба «Рукодельница» познакомились с техникой рукоделия «Ложная мозаика». Библиотекарь рассказала, что техника jacarelado (ложная мозаика, крокодиловая кожа) появилась в Бразилии, как отдельный вид рукоделия, а простота и изысканность техники сделали это направление одним из самых модных и популярных в нашей стране. С помощью нанесения клея и красок можно сделать мозаичный рисунок, который при высыхании создает эффект кожи крокодила. Посмотрели презентацию «Ложная мозаика – своими руками». Желающие попробовали на практике наиболее простой способ, который мы выбрали. Этим способом можно обновить шкатулку, украсить разнос, ведь фантазия людей, занимающихся творчеством, не имеет границ. На каждом заседании рукодельницы узнают что-то новое, делятся опытом, общаются.


* * * * *

Россия – великая страна, достойная любви и преклонения не только нашим народом, но и людьми других стран. Нам есть, чем гордиться. Россия – необъятная страна. Нет в мире больше такой страны, т.к. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира, здесь уникальные памятники природы и архитектуры, выдающиеся ученые, талантливые музыканты и художники и т.д. Обо всем этом ребята узнали в первой части мероприятия, а затем в игровой форме закрепили и показали свои знания, расширили кругозор, пройдя этапы «Памятные даты», «Символы», «Угадай-ка», «Ими гордится Россия», «Обычаи и традиции».


* * * * *

Во вступительной части квест-игры «Мы живём в России» ведущая рассказала об истории нашей огромной, многонациональной и самой красивой в мире страны, о многообразии народных традиций. Совершили видеопутешествие по интересным и увлекательным просторам нашей необъятной Родины.

Затем ребята разделились на три команды и с радостью приступили к игре. Участникам было предложено несколько туров, в которых нужно было применить свои знания в разных областях.

В туре «Моя Россия» ребята разгадывали достопримечательности России, великих людей, которые внесли большой вклад в развитие нашей страны, названия городов, изобретения и значимые исторические события.

Во втором туре «Да/Нет» ребята давали ответы на интересные вопросы. Тур сопровождался активным обсуждением между участниками.

В третьем туре «Природа России» познакомились с животным и растительным миром России, который занесен в Красную книгу. Участникам предстояло разгадать два непростых ребуса, для того чтобы узнать ответы на вопросы игры.

Ребята с удовольствием проходили этапы игры и узнали много интересного.


* * * * *

В преддверии главного праздника нашей страны был проведен мастер-класс «Сувенир ко Дню России». День России – это один из самых «молодых» и важных государственных праздников в стране, отмечаемый ежегодно 12 июня. Именно в этот день в 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете России, в которой было провозглашено главенство Конституции и её законов. Тогда же нашей стране было дано и новое название – Российская Федерация. Обо всем этом было рассказано в начале мероприятия. А затем ребята научились делать броши из однотонных и трехцветных ленточек в японской технике канзаши. У каждого участника получилась своя оригинальная брошь.


* * * * *

Ярко и интересно был проведен час народной культуры «Народные промыслы России» в ходе, которого ведущие рассказали историю возникновения различных категорий народных промыслов получивших своё распространение в различных уголках России. Ребятам рассказали, что каждый регион нашей огромной страны имеет свои уникальные традиционные промыслы.

Начали своё повествование с самого известного и яркого промысла «Хохлома». Ребята узнали, почему хохломские мастера рисуют Жар- птицу, что означают цвета и элементы в хохломской росписи. Узнали, что каждый мастер по своему рисует различные сказочные цветы и ягоды, но неизменно в одной цветовой гамме.

Далее рассказали о Городецкой росписи – яркой и лаконичной, которой присущи жанровые сцены, цветочные узоры выполненные свободными мазками с белой и черной графической обводкой. Ребят узнали, что Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери.

Так же был продемонстрирован промысел производственного объединения «Гжель», в которое входят до 30 сел и деревень. Ребята узнали, что данный промысел возник ещё в 17 веке, что гжель это керамические изделия, с сине-белой цветочной росписью и прекрасным цветком, по гжельски – агашка.

В течение всего рассказа, приводили примеры из представленных на выставке предметов и давали возможность поближе рассмотреть их ребятам.

Ребята с интересом рассматривали доски, тарелки, матрешки. В ходе беседы ребята узнали много нового и интересного. Совместно с детьми изготовили три наглядных плаката: «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись».

А чтобы закрепить полученные знания сыграли в настольную игру Мемо «Народные росписи» и предложили ребятам самим расписать шаблоны народными узорами. Авторы лучших работ были награждены сладкими призами.


* * * * *

Профилактический час «Не дари свою жизнь сигарете!» был проведен с учащимися СОШ №1.

Библиотекарь рассказала ребятам об истории распространения табака во всем мире и в России, о вреде курения, о негативных последствиях этой вредной привычки для здоровья человека. Курение опасно тем, что способствует привыканию за счет никотина в составе сигарет, нарушает обменные процессы в организме. Никотин разрушительно действует на организм курильщика, нанося вред его здоровью и здоровью тех, кто находится рядом и становится пассивным курильщиком. Участники посмотрели видеоролики о воздействии вредных веществ, содержащихся в традиционных и электронных сигаретах, на подростковый организм. В завершение мероприятия были розданы буклеты об опасности пассивного курения.


* * * * *

Познавательную викторину «Целительная сила растений» провели с ребятами летнего лагеря СОШ № 1. Библиотекарь рассказала о самых популярных растениях, которые обладают лечебными свойствами, познакомила с правилами, которые нужно соблюдать при сборе лекарственных растений. Напомнила, что нельзя рвать растения, которые занесены в Красную книгу, нельзя собирать растения вблизи дорог, а сушить нужно только в тени. Растения должны собирать взрослые, а дети могут только помочь, потому что лекарственные растения бывают ядовитые, которые нельзя рвать и даже нюхать.

Ребята посмотрели презентацию «Лекарственные растения нашего края», отгадывали загадки, сыграли в лото «Наши помощники растения». Подобрали названия к букету лекарственных растений, собранных для практического знакомства, приняли участие в познавательной викторине «Лекарственные растения».

В завершении мероприятия для закрепления полученного материала сыграли на свежем воздухе в игру «Глухой телефон», посвященную лекарственным растениям.


* * * * *

Экскурсия "Библиотека - территория творчества" была проведена по пушкинской карте.

По традиции экскурсия завершилась творческим мастер-классом по декорированию подноса в технике декупаж. Ребята аккуратно выполняли работу на каждом этапе: нанесли несколько слоев акриловой краски, подготовили специальную салфетку для формирования узора, украсили свои заготовки, а затем покрыли готовую работу лаком.

У каждого участника получился оригинальный поднос.


* * * * *

Для нашей страны характерно большое число природных зон (арктические пустыни, тундра, тайга и т.д.), что дает широкий спектр климатических условий и порождает разнообразие флоры и фауны. Природа России – наше главное богатство. У нас в стране есть и высочайшая гора Европы, и самая длинная европейская река, и самое большое болото, есть розовое озеро и самая необычная пустыня. Удивителен и животный мир нашей страны: помимо всем привычных медведей, лосей и волков, есть и такие, о которых действительно мало кто знает. Обо всем этом ребята узнали, посетив экологический час «Загадочная природа».


* * * * *

С юными читателями библиотеки была проведена экскурсия "Архитектура дореволюционного Белебея".

Ребята познакомились с такими объектами культурного наследия, как Дома купцов Кожевникова и Новикова, Здание Народного собрания (Народная аудитория, Дом Свободы), Тюремный замок.

После рассказа о вышеперечисленных достопримечательностях библиотекари обратили внимание участников на обновление и реконструкцию старогородецкого района Белебея. Ребята с интересом рассматривали "таблетки" с названиями этапов, по которым проходил маршрут заключенных, указатели и необычные объекты на площадке за тюремным замком.


* * * * *

6 июня вся страна отмечала Пушкинский день России. Это знаменательный день не только в литературе, но и для каждого человека, любящего великого русского поэта, сумевшего стать современником и сегодня. Пушкинские произведения приходит к нам в самом раннем детстве и остаётся на всю жизнь. Невозможно найти человека, который бы не знал и не любил произведения этого поэта. Его произведения объединяют людей всех возрастов.

В рамках этой значимой даты была проведена литературная композиция «Как вечно Пушкинское слово».

Ведущая рассказала ребятам о том, в какой семье родился будущий поэт, о его родителях, няне, о детских годах, проведенных в Москве и Петербурге. Так же речь шла о богатом литературном наследии, которое оставил своим потомкам основоположник русского литературного языка. Посмотрели видеофильм «Интересные факты из жизни и творчества А.С. Пушкина».

Затем юные читатели приняли участие в литературном турнире «Пушкинские сказки помним без подсказки», где угадывали сказку по отрывку, по иллюстрациям, определяли из каких сказок Александра Сергеевича Пушкина взяты сказочные предметы, отвечали на вопросы учёного кота, находили каждому герою его сказку, правильно соотносили стихотворение с иллюстрацией.

Более старшим ребятам была проведена интеллектуальная игра по творчеству А.С. Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин навсегда вошел в историю не только российской, но и мировой культуры, а праздник Пушкинской поэзии стал поистине Днем всех любителей поэзии, русской литературы. Юные читатели библиотеки смогли наполниться вдохновением поэзии и жизни, любви и творчества! Надеемся, что участие подростков и детей в Пушкинском дне будет способствовать расширению и углублению знаний произведений великого поэта и вызовет интерес к чтению его книг.