Ноябрь 2022 г.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен мастер-класс "Филимоновская игрушка".

Филимоновская игрушка – один из старейших промыслов русской глиняной пластики. Родом она из деревни Филимоново Тульской области. Одни археологи говорят, что промыслу более 700 лет, другие – около тысячи. Издревле гончары работали семейно. При этом мужчины и женщины делали посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки.

Из рассказа ведущей ребята узнали об истории появления и развития древнейшего художественного промысла, а также об особенностях орнаментов и узоров филимоновской росписи. Рассмотрели иллюстрации филимоновских игрушек. Каждый ребёнок выбрал себе шаблон игрушки, и расписывал по своему, используя элементы и цветовую гамму филимоновской росписи.

Узнали об уникальных свойствах глины «синики», посмотрели видеосюжет, как происходит производство игрушек: лепка, обжиг, роспись. Наглядно на демонстрационных плакатах посмотрели, на какие группы можно разделить все филимоновские игрушки. Это -люди (солдаты, барыни), животные (олени, коровы, петухи, наседки, барашки), многофигурные композиции («Любота» «Чаепитие», «Тройка»). Большое внимание уделили элементам филимоновской росписи: чередование горизонтальных или вертикальных полос по белому, жёлтому фону.

В орнаменте преобладают круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Красная, зелёная, жёлтая полосочка на вытянутых фигурках игрушки придают ей радужность и нарядность.

В ходе проведения мастер-класса ребята сделали неожиданный вывод, что удлиненные пропорции фигурок объясняются природными свойствами местной глины, жирной и пластичной. Изучили особенности росписи филимоновской игрушки, приобрели умение и навыки составления и нанесения филимоновского орнамента, освоили лепку игрушки из глины с характерными филимоновскими особенностями.


* * * * *

Каждый человек несет в душе родной неповторимый образ матери и дарит ей самые трогательные слова любви, особенно, когда есть чудесный повод – День матери.

Учащиеся Белебеевского медицинского колледжа приняли участие в литературной гостиной «Свет материнской любви». Ведущие раскрыли тему идеала женской красоты и обаяния, обратились к образу женщины-матери через знакомство с произведениями художников и поэтов. Молодежь прочла стихотворения, воспевающие любовь, возвышенную, благодарную, бескорыстную к женщине, к маме.

Библиотекарь презентовала книги о материнской любви и прочла отрывки из них. Несомненным украшением праздника стали музыкальные номера в исполнении студентов.

Пусть не всё у парней и девушек получается в первого раза, трудно, порой, преодолеть стеснение и переживания во время выступлений, но зато как они довольны, когда, поборов страхи, общими усилиями создают мероприятие.


* * * * *

Библиотечно-библиографический урок «Каталоги и картотеки - твой ориентир в библиотеке» был проведен в Поселенческой библиотеке № 3. Библиотекарь рассказала, что каталоги в библиотеке обычно бывают двух видов: алфавитный и систематический; что любой традиционный каталог состоит из карточек; чем могут помочь эти каталоги. Затем с подростками было проведено практическое занятие, где они самостоятельно искали определённую литературу.


* * * * *

Употребление наркотиков наносит огромный вред здоровью населения и общественной безопасности, ставит под угрозу мирное развитие и стабильное существование общества во многих странах. В России наркомания — одна из наиболее острых проблем здравоохранения и социальной жизни. Чтобы предотвратить эту беду, был проведен урок предупреждение "Наркотики – жизнь без будущего", в ходе которого библиотекарь рассказала об истории появления наркотиков, их распространения по всему миру и в России, о том, какой вред организму наносит употребление этих веществ, к каким последствиям это может привести.


Библиофреш "Новый автор, новая книга"

Порекомендовали к прочтению книгу Валерия Рощина "Время первых", в которой описана истории выхода первого человека в космос, биография самих космонавтов и трудностей, с которыми они столкнулись при подготовке и самой миссии. История также о простых советских людях, о героических подвигах, силе духа и настоящей дружбе.

Интересно ребятам было узнать и про ещё одну книгу Валерия Рощина "Ледокол", которая написана по реальным событиям. Книга о мужестве, борьбе за жизнь. Настоящие приключения и целая жизнь, отвага и подвиг. Книга вызывает много эмоций, переживаний. Здесь и бунт на корабле, смерть экипажа, риски, смелость и стремления к жизни, когда герои берут себя в руки, они не теряют надежду, они видят просветы и каждый рискуют ценой своей жизни - ради спасения всей команды.

Познакомили ребят с книгой ирландского писателя Джоном Бойном "Мальчик в полосатой пижаме". Рассказали, что история описана глазами девятилетнего немецкого мальчика Бруно, который беззаботно живёт в прекрасном пятиэтажном доме в Берлине вместе со своей семьей и друзьями. Однажды Бруно приходит домой и обнаруживает, что горничная Мария складывает его вещи в чемодан, так как семья вынуждена переехать в Аж-Высь, потому что у отца новое важное назначение по службе. Но новое место Бруно не нравится: не обнаружив поблизости детей, с которыми можно было бы поиграть, он скучает. Тогда он отправляется исследовать территорию, которая просматривается из окна в его комнате, где люди разгуливают в одинаковых полосатых пижамах. Там он и встретил своего нового друга — еврейского мальчика, Шмуэля, сидящего по ту сторону ограды. Оказалось, что оба мальчика родились в один и тот же день, и, как считал Бруно, у них много общего. Они регулярно встречались у ограды, но время шло, и родители решили, что Бруно с мамой и сестрой должны уехать обратно в Берлин. Тогда он решил сходить попрощаться со своим другом. Именно в этот момент Бруно решает помочь Шмуэлю разыскать отца, пропавшего накануне. Переодевшись, он становится похожим на остальных узников, в таком виде мальчик пролезает на ту сторону ограды.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен урок прекрасного "Филимоновская роспись".

Ребята узнали, что гончарным делом в деревне Филимоново Тульской области занимались с XVI века. Земля в этих местах была бедной, урожаи — скудными, поэтому продажа глиняных горшков и мисок стала единственным источником дохода для жителей деревни. Чтобы не выбрасывать кусочки глины, оставшиеся после работы, из них лепили небольшие свистульки. Так появилась филимоновская игрушка.

Рассказали, что свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице.

К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах.

Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» — создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.

Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым — глаза-точки.


* * * * *

Популярность различного рукоделия растет с каждым днем. Чего только не делают современные умельцы! Но иногда они сталкиваются с проблемой отсутствия места для хранения инструментов и материалов для творчества. Для этого можно использовать коробку, а чтобы это было не только удобно, но и эстетично, коробку можно украсить. Как это сделать было рассказано на мастер-классе "Коробочка для рукоделия", в ходе которого ведущая рассказала и показала, как можно сделать симпатичную вещицу из обычной коробки, куска обоев и бумаги для выпечки.


* * * * *

Молодежи не так то просто самостоятельно разобраться в мире прав и обязанностей. На помощь приходят познавательно-игровые мероприятия.

Как, например, учащиеся Белебеевского медицинского колледжа поучаствовали в правовом брейн-ринге "Закон. Поступок. Ответственность". Пять раундов пролетели незаметно. Подростки вспомнили основные правовые документы: Конвенцию ООН о правах ребенка, Конституцию РФ, Семейном, Трудовом, Гражданском кодексах РФ, а также в ряде федеральных законов. Узнали, к примеру, что в 14 лет подросток имеет права: самостоятельно обращаться в суд, работать не более 4 часов в день в свободное от учебы время с согласия одного из родителей и самостоятельно распоряжаться своим заработком, причем к 16 годам количество трудового времени возрастает уже до 36 часов в неделю и других.

Быть гражданином Российской Федерации – это не только знать свои права, но и выполнять свои обязанности. Какие? На этот и другие вопросы ответили участники интеллектуальной игры. И в шутку, и всерьез на примерах героев известных советских комедий побеседовали о видах правонарушений и ответственности.


* * * * *

Профилактический час "За жизнь без табака" был проведен с целью воспитания у подростков желания сохранить и укрепить свое здоровье, расширить знания обучающихся о вреде курения и формирования эмоционального неприятия курения. Помочь разобраться в пагубном влиянии табака; развить потребность быть здоровым человеком; расширить кругозор учащихся.

В ходе мероприятия ребята просмотрели видеофильм о вреде курения «Секреты манипуляции. Табак», узнали о происхождении табака, историю его появления в нашей стране, о том какой вред он наносит организму. После просмотра фильма с участниками была проведена беседа, в ходе которой были затронуты острые проблемы борьбы с табакокурением. Ребята поговорили о плохих и хороших привычках, выявили основные причины вреда никотиновой зависимости, по каким характеристикам можно определить человека, который курит.

Присутствующие узнали о страшных последствиях курения, в очередной раз удостоверились в том, что курящий человек приносит вред не только себе, но и окружающим. Узнали, какими заболеваниями грозит употребление табака.

Ребята прочли высказывания русского ученого И.П.Павлова и врача Н.А.Семашко о вреде курения, привели доводы, почему человек должен отказаться от курения, ответили на вопросы викторины «Курение – фактор риска». Для участников были подготовлены и розданы буклеты «Мы не курим – присоединяйся».

Подвели итоги беседы выводом о том, что вести здоровый образ жизни просто необходимо, а курить - здоровью вредить.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен мастер-класс "Дымковская барышня".

Дымковская игрушка – расписывается вручную и незатейливый узор, придуманный мастером, никогда не повторяется, поэтому найти две одинаковые игрушки невозможно. То есть, нет, и не бывает двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получаются необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их изготавливали не только на ярмарку для украшения и игры, а использовали, как оберег, ставили зимой между окнами дома.

Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Узоры на одежде так же соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек и элементы росписи - простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки.

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Например, кольцо, это оберег, круг с пересекаемыми полоскам - солярные солнечные знаки. Точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей, полоска – дорога или река, чёрные точки - следы человека.

При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни и символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

Дымковская игрушка - действительно уникальный и удивительный подарок ручной работы! Эта поделка доставит удовольствие не только вам и вашим детям, но и окружающим.

Мастер-класс "Дымковская барышня" познакомил с технологией изготовления из глины дымковской игрушки в виде барышни, особенностями росписи в данном виде промысла.

Ребята научились работать с глиной и делать из нее заготовку для дымковской игрушки, закрепили полученные на предыдущем мероприятии знания, раскрасив глиняную заготовку в соответствии с традициями дымковских мастеров.


* * * * *

Каждый нормальный человек стремится прожить свою жизнь долго и счастливо. Основной предпосылкой для этого в большей степени является здоровье. О том, как сохранить и улучшить его, было рассказано в ходе проведения часа полезной информации "Стиль жизни - здоровье!" Подростки узнали об основных составляющих здоровья: отказе от вредных привычек, правильном режиме труда и отдыха, сбалансированном питании, необходимых физических нагрузках, позитивном настрое и т.д.; сыграли в витаминное лото, выполнили несколько несложных физкультурных упражнений.


* * * * *

Заседание клуба «Рукодельница» было посвящено теме антистрессовое рукоделие. Рукоделие – не просто приятное, но и полезное времяпровождение. Во время творчества активно задействуется мозг, особенно правое полушарие, которое отвечает за воображение, эмоции.

Выбрав занятие по душе, мы получаем удовольствие, а исследования, проведённые учёными, показали, что уже после получасового занятия рукоделием нормализуется артериальное давление, пульс приходит в норму, уходит напряжение в мышцах и нервной системе, исчезает усталость и раздражение.

Положительно влияет на здоровье и совместное времяпровождение, общение, у каждой рукодельницы есть любимые увлечения, встречаясь, мы делимся премудростями рукоделия, развиваемся, совершенствуемся. Сегодня успокоение и приятные эмоции приносят кому-то вязание спицами, кому-то крючком, а кому-то вязание на брумстике. Каждый делает то, что ему по душе.

Рукодельницы посмотрели и обсудили презентацию «Антистрессовое рукоделие. Идеи для творчества». Изучили биологически активные точки на руках, на пальцах, воздействие на которые положительно влияет на нервную систему и на общее состояние здоровья человека.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен познавательный час "История дымковской игрушки"

В ходе мероприятия было рассказано о дымковской игрушке – одном из русских народных глиняных художественных промыслов: об истории ее появления, особенностях материала и изготовления. Подростки узнали об истории развития дымковского промысла, о характерных ему темах, образах и характерных рисунках: что секрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери; игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками; сначала изображали животных, как повелось с язычества; но символом «дымки» стала барышня.


* * * * *

К 205-летию со дня рождения русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского был проведен арт-портрет «Гений морского пейзажа».

И. К. Айвазовский – один из наиболее успешных русских живописцев XIX века, замечательные полотна которого украшают многие музеи мира. Среди его шедевров – «Девятый вал», «Лунная ночь на Босфоре», «Радуга», «Вид Леандровой башни в Константинополе», «Пушкин на берегу Чёрного моря». Но поистине сокровищницей его творений была и остается картинная галерея в Феодосии: в ней выставлено более 400 картин художника.

Библиотекарь рассказала ребятам о биографии и творческом пути Айвазовского, об интересных фактах из жизни Ивана Константиновича и обретении высочайшего мастерства.

В ходе мероприятия была показана слайд-презентация «Певец моря» о жизни и творчестве великого живописца. На экране, сменяя друг друга, демонстрировались величественные морские пейзажи непревзойдённого художника-мариниста.

Ребята узнали Айвазовского не только как художника, писавшего море, но и как художника баталиста. По заказу руководства Айвазовский оперативно рисовал батальные сцены с мест сражений, вкладывая в них патриотический дух и веру в силу российского флота.

Большой интерес у слушателей вызвали малоизвестные факты из жизни великого художника. Ребята узнали, что Иван Константинович был не только художником, но и музыкантом, всерьез интересовался археологией. В течение лета 1853 года Айвазовский раскопал 80 курганов, в одном из которых были найдены золотые серьги, датируемые 330-300 г. до н.э., выполненные в микротехнике. Айвазовский на свои средства построил в городе Феодосии фонтаны с питьевой водой, его стараниями провели железную дорогу. Художник был поразительно работоспособен. Он написал около 6000 полотен по памяти.

Мероприятие сопровождалось просмотром видеороликов «Ожившие полотна Ивана Айвазовского», «Картины Айвазовского» и «Художники. Иван Айвазовский».

Визуальное сопровождение усиливало ощущение погружения в историю, в судьбу и творчество живописца, в природу морской стихии.

К мероприятию была подготовлена книжная выставка «И с ним говорила морская волна».

И.К. Айвазовский – это необычный человек, талантливый и влюбленный в море. Он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии, и остался самым непревзойденным «певцом моря»…


* * * * *

Осенью 1941 года у стен столицы решалась судьба страны. В это время советские войска вели тяжелые оборонительные бои с фашистскими войсками. В некоторых местах линия фронта проходила в 30 километрах от центра города.

Парад 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции. Он имел огромное значение для поднятия морального духа всей страны, показав миру, что Москва не сдаётся и боевой дух армии не сломлен.

К этой знаменательной дате была приурочена рекомендательная беседа "О подвиге, о мужестве, о славе", в ходе которой библиотекарь рассказала о литературных новинках на тему Великой Отечественной войны.


* * * * *

В рамках проекта "Православная инициатива" был проведен час православного общения "Чудотворная икона Казанской Божьей Матери".

Ребята узнали об истории появления и судьбе чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, о значении этой святыни в судьбе России. Казанская икона Божьей Матери пользуется в России беспримерным почитанием.

Четвертого ноября верующие по традиции поклонятся Казанской иконе Божией матери — великой покровительнице и заступнице русского народа, даровавшей ему защиту в самые горькие моменты истории.

В этот день люди вспоминают одно из главных чудес, сотворенных святым образом: помощь в избавлении от иноземного вторжения, грозившего гибелью русской земле и православной вере. Праздник был установлен в честь освобождения Москвы от польской интервенции в 1612 году.

Для борьбы с захватчиками было создано ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В память о чудесном освобождении от иноверцев 4 ноября было установлено празднование Казанской иконы Божией Матери. То, что Днем народного единства был выбран день празднования Казанской иконы Божьей Матери, имеет глубочайший смысл. Настоящее единство и наше прошлое это неоднократно доказывали.


* * * * *

В рамках реализации проекта арт-студия "Живица" на грант Президента РФ при Поселенческой библиотеке № 3 с детским отделением был проведен мастер-класс "Башкирские узоры".

Ребята познакомились с особенностями башкирского орнамента: цветовой гаммой, сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов; узнали о шести основных орнаментальных комплексах.

Под руководством ведущего ребята расписали башкирскими узорами деревянные миски, проявив свои творческие способности, воображение и художественный вкус.


* * * * *

Ежедневно мы сталкиваемся с различной информацией и из всего многообразия важно уметь выбирать – достоверную. На помощь приходят проверенные временем газеты и журналы. Так сделали и учащиеся Белебеевского колледжа механизации и электрификации, которые отправились в «Путешествие по страницам газет и журналов».

Отправной точкой пресс-круиза стала Петровская Россия, когда зародилась журналистика и появилась первая газета «Ведомости». Затем пролистали страницы советской и современной периодики. Участники не только вспомнили самые известные газеты и журналы, но и почувствовали себя журналистами. Во время выполнения заданий молодежь продемонстрировала свои интеллектуальные и творческие способности: корректировала текст, по ключевым словам угадывала названия художественных произведений, придумывала оригинальные подписи под фотографиями, восстанавливали путь-цепочку, которую проходит текст перед публикацией в свет. Так участники проверили на себе, что работа журналиста не только увлекательна и интересна, но и одновременно сложна и требует многих профессиональных навыков.


* * * * *

4 ноября проходит одно из важнейших культурных событий года – Всероссийская культурная акция «Ночь искусств-2022». Поселенческая библиотека № 3 с детским отделением подготовила вечер народного творчества «Чудеса народного искусства», посмотрев который вы узнаете о Федоскинской и Палехской миниатюре, Уральской росписи, Вологодском кружеве, искусстве Финифти, о глиняных народных игрушках (Каргопольская, Дымковская, Филимоновская), а также посмотрите мастер-класс по лепке Филимоновской курочки.